Резолютивная часть оглашена
20.10.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" (далее - Заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона по объекту закупки: оказание услуг по предоставлению и установке программного обеспечения для обеспечения приема, обработки вызовов/обращений граждан по номеру 122 на территории Самарской области (извещение N 0142200001322022856, начальная (максимальная) цена контракта - 6 473 610,00 руб.),
в присутствии представителей (до перерыва) (после перерыва):
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" на положения извещения при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителя:
Документация о закупке нарушает требования Закона о контрактной системе и приводит к существенному ограничению конкуренции в силу следующего:
Техническим заданием на оказание услуг по предоставлению и установке программного обеспечения для обеспечения приема, обработки вызовов/обращений граждан по номеру 122 на территории Самарской области (Приложение N1 к контракту) установлены Условия оказания услуг, требования к их качеству:
"Программное обеспечение, поставляемое Исполнителем, позволяющее обеспечить прием, обработку и распределение вызовов/обращений, поступающих на единый номер 122 на территории Самарской области, а также на телефонные номера Службы. Организуется на базе цифрового сервиса ВАТС-ВКЦ, предусматривающего возможность интеграции в телефонную сеть общего пользования. Решение должно предусматривать присоединение к сетям операторов с использованием протокола SIP.
Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ:
- N2022615433 от 31.03.2022
Сублицензионный договор N22-1 от 16.09.2022".
По мнению Заявителя согласно реестра программ для ЭВМ правообладателем указанного в текущей закупке программного обеспечения является ООО "Телеком -ВИСТ". В документации на проведение аукциона прослеживается заинтересованность Заказчика в конкретном Исполнителе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика по закупке, обязать Заказчика внести соответствующие изменения в документацию о закупке исключив условия о предоставлении Исполнителем ПО на базе конкретного решения: "Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N2022615433 от 31.03.2022, Сублицензионный договор N22-1 от 16.09.2022".
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласилcя, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из пояснений Заказчика, положения Закона о контрактной системе позволяет устанавливать требования к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, являющиеся прерогативой Заказчика. Заказчик устанавливает описание объекта закупки таким образом, чтобы по итогам закупки заключить контракт на условиях, максимально отвечающих его потребностям.
При подготовке документации, Заказчик исходил из потребности в оказании услуг в соответствии с денежным обеспечением данной закупки, источником финансирования которой являются - средства бюджетного учреждения (Источники финансирования: субсидии на реализацию мероприятий по созданию и организации работы единой службы оперативной помощи гражданам по номеру "122" в рамках реализации пункта 1.3 Подпрограммы "Развитие информатизации в системе здравоохранения Самарской области" на 2014-2024 годы 2 этап государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2032 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 N674).
Согласно условиям Технического задания, предметом закупки является оказание услуг по предоставлению и установке программного обеспечения для обеспечения приема, обработки вызовов/обращений граждан по номеру 122 на территории Самарской области, включая:
- предоставление прав на использование программ для ЭВМ и БД для обеспечения приема, обработки вызовов/обращений граждан по номеру 122 на территории Самарской области (на 109 пользователей);
-инсталляцию, пуско-наладку и настройку.
В соответствии с Техническим стандартом от 21.06.2022 г. утвержденным Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министром здравоохранения Заказчику необходимо обеспечить прием, обработку вызовов/обращений граждан операторами службы 122, организовав программно-аппаратный комплекс (далее ПАК), на основе приобретенного программного обеспечения, серверного оборудования, коммуникационного оборудования для операторов общей численностью 119 чел. в смену.
Программное обеспечение, поставляемое Исполнителем, позволяющее обеспечить прием, обработку и распределение вызовов/обращений, поступающих на единый номер 122 на территории Самарской области, а также на телефонные номера Службы, организуется на базе цифрового сервиса ВАТС-ВКЦ, предусматривающего возможность интеграции в телефонную сеть общего пользования. Решение должно предусматривать присоединение к сетям операторов с использованием протокола SIP.
Реализация Технического стандарта осуществляется Заказчиком на основе имеющегося программного обеспечения (далее ПО), свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ N2022615433 от 31.03.2022 включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и без данных.
ПО было приобретено Заказчиком в рамках контракта N43/22-Д от 08.09.2022 г. заключенному в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 4 распоряжения Правительства Самарской области "Об утверждении перечня закупок по которым заказчик имеет право не использовать государственную информационную систему Самарской области "Автоматизированная информационная системе государственного заказа Самарской области" от 28.04.2017 N344-р, предметом которого являлись услуги по предоставлению программного обеспечения для обеспечения приема, обработки вызовов/обращений граждан по номеру 122 на территории Самарской области. В рамках исполнения обязательств по контракту был заключен Сублицензионный договор N22-1 от 16.09.2022 г. и передано ПО на 10 пользователей.
Программное обеспечение указанное выше опробовано, установлено и используется операторами. У Заказчика имеется потребность в создании дополнительных рабочих мест операторов на базе ранее приобретенного программного обеспечения в соответствии с техническим заданием настоящего аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчик создал условия, препятствующие обеспечению принципа конкуренции, посредством установления необходимости заключения между участником закупки и компанией - правообладателем программного обеспечения, а именно, ООО "Телеком -ВИСТ", лицензионного (сублицензионного) соглашения.
Заказчик утверждает, что предмет закупки не предполагает приобретение иного программного обеспечения. Данное условие установлено Заказчиком на основании потребностей, исходя из предмета закупки. Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. Замена программного обеспечения не соответствует потребностям Заказчика и бюджетного законодательства РФ.
На основании вышеизложенного, Заявитель как любой участник закупки вправе обратиться к правообладателю программного обеспечения с предложением заключить лицензионный (сублицензионный) договор с возможностью передачи исключительных (неисключительных) прав Заказчику в рамках конкретной закупки. Со стороны ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" доказательств обращений, запросов, отказов со стороны правообладателя ООО "Телеком - ВИСТ" представлено не было.
Вместе с тем, необходимо отметить, что на участие в закупке поданы 2 заявки. Запросов на разъяснения положений извещения в адрес Заказчика не поступало. Поступило 3 коммерческих предложений, что свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов выполнять услуги на условиях Заказчика. В ходе проведения аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1%.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Цифровые Виртуальные Ассистенты" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 21 октября 2022 г. N 437-8148-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022