Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. С.Н. Гринберга" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Железный человек" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на право заключения гражданско-правового договора на поставку проводников диагностических (изв. N 0356500002621000608),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500002621000608 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключения гражданско-правового договора на поставку проводников диагностических. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 599 990,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 06.10.2021 N 17/22) рассмотрение обращения было назначено на 11.10.2022 в 16:15 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 12.10.2022 с целью принятия решения.
Заслушав представителя Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
15.02.2022 г. между Заказчиком и ООО "Железный человек" заключен контракт N 608 на право заключения гражданско-правового договора на поставку проводников диагностических на сумму 1 403 344,60 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 46,1 %.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, указанных в Контракте, 02.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить проводники диагностические (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта
1.4. Срок окончания поставки товара: 31.12.2022 г.
1.5. Место поставки (доставки) товаров: 614042, Пермский край, Пермь, улица Победы, дом 41.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом;
4.1.3. Проверять ход и качество исполнения Поставщиком условий настоящего Контракта без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Поставщика.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.4. Поставить товар в таре и упаковке, соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
4.4.7. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
Согласно п. 3.3. Технического задания товар поставляется партиями согласно спецификации и заявке, составленной Заказчиком и доведенной в согласованной форме до Поставщика по электронной почте не менее чем за 3 рабочих дня до момента поставки. Поставка осуществляется с момента заключения гражданско-правового договора по 31.12.2022 г., в рабочие дни: понедельник-пятница с 8-00 до 15-00 по местному времени.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация о Поставщике, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.4.2. не поставки Товара или его части в сроки, предусмотренные Контрактом более чем на десять дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
7.4.3. поставки Товара с дефектами, которые не могут быть устранены в установленный настоящим договором срок;
7.4.4. не выполнения требования Заказчика о замене недоброкачественных Товаров или о доукомплектовании Товаров в установленный срок;
7.4.5. в случае установления недействительности банковской гарантии.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 02.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 13.09.2022 г.
Вместе с тем, информация ООО "Железный человек" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 05.10.2022 г.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик, в нарушение п. 1.2 Контракта, п. 3.3 Технического задания, товар по заявкам не поставил.
19.07.2022 г. - в адрес Поставщика была направлена заявка, согласно которой срок поставки 25.07.2022 г. По заявке необходимо было поставить следующий товар: позиция N 2.1. Проводник диагностический в количестве 100 шт. по цене 444, 39, на общую сумму 44 439 руб.; позиция N 2.2. Проводник диагностический в количестве 300 шт. по цене 444, 39 руб., на общую сумму 133 317 руб.
22.07.2022 г. - в адрес Поставщика была направлена заявка, согласно которой срок поставки 28.07.2022 г. По заявке необходимо было поставить следующий товар: позиция N 2.1. Проводник диагностический в количестве 50 шт. по цене 444, 39, на общую сумму 22 219,50 руб.; позиция N 2.2. Проводник диагностический в количестве 250 шт. по цене 444, 39 руб., на общую сумму 111 097,50 руб.
Поставщик в отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта пояснил следующее.
По состоянию на февраль 2022 года ряд российских банков был отключен от SWIFT, в том числе такие банки, как ВЭБ.РФ, Альфа Банк, ВТБ, Открытие, Новикомбанк, Промсвязьбанк, "Россия", Совкомбанк, Россельхозбанк, Сбербанк, Московский кредитный банк.
Отключение от SWIFT означает невозможность проведения операций в иностранной валюте, то есть оплатить импорт или экспорт в долларах или иной другой валюте клиенты этих банков не могут.
С начала марта 2022 года ряд крупнейших контейнерных операторов перестали сотрудничать с Российской Федерацией. К их числу относятся Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), Hapag-Lloyd, Ocean Network Express, а также ряд других более мелких компаний, которые совокупно контролируют 47% мировых контейнерных перевозок.
Российские грузы для контейнерных перевозок принимают такие компании, как China COSMO Shipping, Orient Overseas Container Line, FESCO и Evergreen.
Вместе с тем, очередь на погрузку у работающих с Россией контейнерных операторов возросла, в связи с чем, ждать погрузки можно ждать непрогнозируемое количество времени.
Общество также направляло в адрес Заказчика письма (исх. N 139-20/07 от 20.07.2022 г. исх. N 140-25/07 от 25.07.2022 г.), в которых сообщает о возникших проблемах при поставке товара и предлагает Контракт по соглашению сторон.
28.07.2022 г. - Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. N 01-01/706 от 28.07.2022 г.), в котором указал, что указанные в письмах обстоятельства, препятствующие исполнению договора, не являются непредвиденными и непредотвратимыми, возникшими при исполнении договора и которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора, отказав в расторжении Контракта по соглашению сторон.
Комиссия отмечает, что Общество направило в Торгово-промышленную палату Республики Марий Эл заявление о выдаче заключения об отнесении причин невозможности исполнения договора в части поставки проводников диагностических от производителя "ЭсСиДабл-ю Медикас ЛТД", Китайская народная республика, к обстоятельствам непреодолимой силы в период с 15.02.2022 г. по 31.12.2022 г.
Кроме того, Комиссия отмечает, что 21.01.2022 г. в адрес производителя Обществом было направлено письмо с целью узнать информацию о наличии и стоимости необходимого товара.
В письме от 24.01.2022 г. SCW MEDICATH LTD указал, что все интересующие товары есть в наличии на складе и могут быть поставлены в любое время по письменному запросу.
Вместе с тем, в письме от 15.05.2022 г. SCW MEDICATH LTD, направленном в адрес Общества, указало, что транспортная компания, услугами которой производитель пользуется, временно приостановила доставку товаров в Российскую Федерацию. В связи с чем, вынуждены отложить выполнение заказа на шесть месяцев.
Таким образом, Поставщик неоднократно обращался к производителю с просьбой поставить товар, а также о возникших проблемах информировал Заказчика, что свидетельствует о желании Поставщика исполнить взятые на себя обязательства.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Железный человек" с 2020 г. исполнил 42 Контрактов.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Железный человек" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Железный человек" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 октября 2022 г. N РНП-59-434
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022