Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Бардымского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АБПО ПРОЕКТ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по проектированию объекта: "Распределительные газопроводы д. Чувашаево, д. Конюково, д. Усть-Тунтор и д. Искирь Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам и объектам соцкультбыта" (изв. N 0156300009520000003),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300009520000003 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по проектированию объекта: "Распределительные газопроводы д.Чувашаево, д.Конюково, д.Усть-Тунтор и д.Искирь Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам и объектам соцкультбыта". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 300 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 11.10.2021 N 12070/22) рассмотрение обращения было назначено на 13.10.2022 в 16:15 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17.10.2022 с принятия решения.
Заслушав представителей Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.03.2020 г. между Заказчиком и ООО "АБПО ПРОЕКТ" заключен контракт N 0156300009520000003 на выполнение работ по проектированию объекта: "Распределительные газопроводы д.Чувашаево, д.Конюково, д.Усть-Тунтор и д.Искирь Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам и объектам соцкультбыта" на сумму 2 300 000,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 20.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется по Заданию Заказчика (Приложение N 1 к Контракту, далее - Техническое задание) осуществить следующие виды работ:
- разработать проектно-сметную документацию объекта: "Распределительные газопроводы д.Чувашаево, д.Конюково, д.Усть-Тунтор и д.Искирь Бардымского района Пермского края с газовыми подводами к домам и объектам соцкультбыта";
- представить проектно-сметную документацию на государственную экспертизу в Краевое государственное автономное учреждение "Управление Государственной экспертизы Пермского края" и получить положительное заключение по проектно-сметной документации.
3.1. Начало выполнения работ: с момента подписания контракта.
3.2. Срок окончания выполнения работ Исполнителем в полном объеме "30" июня 2021 года.
5.3. Заказчик вправе:
5.3.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
5.3.6. Проверять ход выполненных работ по Контракту на любом этапе, при этом Исполнитель должен оказывать Заказчику содействие, предоставляя всю запрашиваемую информацию.
5.2. Исполнитель обязан:
5.2.2. Согласовать готовую Проектно-сметную документацию с Заказчиком, а также с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, выдающими Технические условия для проектирования.
5.2.4. Передать Заказчику по Акту сдачи-приемки выполненных работ Проектно-сметную документацию в соответствии с разделом 1 Контракта, технического задания и в сроки, указанные в Календарном план-графике.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.6. Заказчик вправе потребовать расторжения Контракта в судебном порядке в случае совершения Исполнителем следующих нарушений:
- задержки начала выполнения работ более чем на 15 (пятнадцать) календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- два и более документально подтвержденных случая обнаружения недостатков в работе, не устраненных Исполнителем в согласованный срок;
- два и более документально подтвержденных случая нарушения сроков выполнения работ;
- нарушения сроков выполнения работ более чем на 15(пятнадцать) дней подряд, которое делает невозможным окончание работ к конечному сроку.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 20.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 03.10.2022 г.
Вместе с тем, информация ООО "АБПО ПРОЕКТ" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 10.10.2022 г.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 20.09.2022 г. Подрядчиком работы в полном объеме не выполнены.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пояснил следующее.
В соответствии с накладной N26-3 от 26.05.2021 работы по Контракту были сданы Заказчику в части инженерных изысканий, а именно:
1. Технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации;
2. Технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации;
3. Технический отчет по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий для подготовки проектной документации;
4. Технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации.
Вместе с тем, дальнейшее исполнение контракта стало невозможным в связи с неполучением технических условий на подключение сетей газоснабжения к сетям газораспределения от АО "Газпром газораспределение Пермь".
Подрядчик пояснил, что в соответствии с п. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ получение и предоставление технических условий входит в обязанности Заказчика. Без получения технических условий с указанием точек подключения к межпоселковым газопроводам высокого давления, мест и характеристик проектируемых ГРШП, расчетных расходов газа по каждому населенному пункту, ООО "АБПО-Проект" не имеет возможности разработать проектную документацию по объекту и обеспечить прохождение экспертизы.
О необходимости предоставления настоящих технических условий неоднократно сообщалось Заказчику.
Кроме того, Подрядчик пояснил, что он неоднократно обращался к Заказчику с требованием о возможности рассмотреть внесение изменений в план-график выполнения работ, а именно в связи с отсутствием ответов от ПАО "Газпром" о технических условиях перенос выполнения и сдачи этапов работ на более поздний срок.
Вместе с тем, конклюдентными действиями Заказчик подтверждал выполнение и принятие настоящих работ по контракту, волеизъявление о расторжении настоящего контракта было направлено в адрес Общества только 05.03.2022 г.
Фактическая стоимость работ по проведению инженерных изысканий подтверждается Договором подряда N40ГВ/20 от 13.03.20 с ООО "Геовектор" на сумму 470 000 руб. и Договором подряда N6-ИИ-2020 от 12.03.20 г. с Дополнительным соглашением N 1 с ООО "Пермспецгеология" на сумму 530 000 руб.
Таким образом, общий размер фактических затрат на выполнение инженерных изысканий составляет 1 106 000 руб.
21.06.2021 г. - Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо с требованием о проведении государственной экспертизы материалов инженерных изысканий, принятых согласно накладной от 26.05.2021 г.
Вместе с тем, согласно п. 12.3. Технического задания Государственная экспертиза проекта осуществляется за счет Заказчика.
Подрядчик направлял в адрес Заказчика предложение об оплате Заказчиком государственной экспертизы в КРАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края". Также от КРАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" был получен договор на проведение экспертизы.
Подрядчик также неоднократно информировал Заказчика о готовности предоставить отчеты. Отчеты о инженерных изысканиях были загружены в Личный кабинет КРАУ.
Тем не менее, Заказчик настоящий договор подписан не был, экспертиза инженерных изысканий проведена не была, ответа на письмо не последовало.
17.04.2020 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 20/01-09 от 17.04.2020), в котором просил Заказчика представить информацию о точках подключения сетей к газопроводу среднего давления ПАО "Газпром" с местами установки ГРШП. Отсутствие данной информации не позволяет завершить инженерные изыскания в полном объеме в установленный контрактом срок.
В письме (исх.N 21/02-272 от 26.05.2021 г.) Подрядчик указал, что без получения Технических условий с указанием точек подключения к межпоселковым газопроводам высокого давления, мест и характеристик проектируемых ГРШП, расчетных расходов газа по каждому населенному пункту общество не имеет возможности разработать проектную документацию по объекту и обеспечить прохождение государственной экспертизы.
В связи с чем, Подрядчик предложил Заказчику рассмотреть возможность принятия решения о нецелесообразности продолжения работ с приемкой по акту приема-передачи выполненных материалов инженерных изысканий с оплатой их фактической стоимости.
По накладной N 26-3 от 26.05.2021 Подрядчик передал ответчику технические отчеты.
Письмом от 05.03.2022 N 22 Заказчик, руководствуясь п. 10.5 Контракта, направил оформленное со своей стороны соглашение о расторжении контракта.
Исходя из анализа представленных документов, причиной, препятствующей Подрядчику выполнить Контракт в полном объеме, являются обстоятельства, не зависящие от него.
Кроме того, Подрядчик в ходе рассмотрения обращения пояснил, что Заказчик использует работы, которые Подрядчик частично исполнил по Контракту, кроме того, доказательств того, что переданные Подрядчиком по накладной N 26-3 от 26.05.2021 технические отчеты не могут быть использованы Заказчиком в дальнейшем, Заказчиком не представлено.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "АБПО ПРОЕКТ" с 2019 г. исполнил 19 Контрактов. Следовательно, ООО "АБПО ПРОЕКТ" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Неустранимых причин неисполнения обязательств по Контракту Комиссией не установлено.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "АБПО ПРОЕКТ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "АБПО ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 октября 2022 г. N РНП-59-438
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022