Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПСК "Оникс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на разработку проектной документации по реконструкции здания многоквартирного жилого дома и устройству газовой котельной, Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, ул. Трудовая, д. 40 (изв. N 0156600016922000192),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600016922000192 Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку проектной документации по реконструкции здания многоквартирного жилого дома и устройству газовой котельной, Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, ул. Трудовая, д. 40. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 209 549,34 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 10.10.2021 N 12012/22) рассмотрение обращения было назначено на 13.10.2022 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14.10.2022 с целью принятия решения.
Заслушав Представителей Общества, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.05.2022 г. между Заказчиком и ООО ПСК "Оникс" заключен контракт N 183/22 на разработку проектной документации по реконструкции здания многоквартирного жилого дома и устройству газовой котельной, Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, ул. Трудовая, д. 40 на сумму 1 209 549,34 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Заказчиком претензионных требований, неоказанием содействия при исполнении обязательств по Контракту 24.08.2022 г. Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы по объекту "Реконструкция здания многоквартирного жилого дома и устройство газовой котельной, Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, ул. Трудовая, д. 40" (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Результатом выполненных работ является проектная и сметная документация, технические отчеты по инженерным изысканиям.
1.4. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.5. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта .
1.6. Срок окончания выполнения работ: 01.12.2022 г.
1.7. Место выполнения работ 618740, Пермский край, г. Добрянка, улица ул. Копылова, дом д. 10 .
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.11. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других статьях контракта.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные Контрактом: выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях реконструкции объекта капитального строительства здания многоквартирного жилого дома и устройству газовой котельной, Пермский край, Добрянский городской округ, г. Добрянка, ул. Трудовая, д. 40 (далее - объект);
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Подрядчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. Предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22.2 Закона о закупках Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
24.08.2022 г. - Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было размещено лишь 26.08.2022 г., что не соответствует ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках. Следовательно, датой надлежащего уведомления является - 26.08.2022 г.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 06.09.2022 г.
Информация об ООО ПСК "Оникс" направлена в адрес Пермского УФАС России 07.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Согласно п. 11 ч. 2. ст. 103 Закона о закупках в реестр контрактов включаются следующие информация и документы: информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно ч. 3. Ст. 103 Закона о закупках в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений и решения, в день подписания документа о приемке.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, поскольку информация о расторжении контракта направлена в реестр контрактов лишь 12.09.2022 г.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Общество в пояснениях, направленных в адрес Комиссии указало следующее.
11.05.2022 г. - в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N156 от 11.05.2022), в котором ООО ПСК "Оникс" просил МКУ "УКС" предоставить следующие исходные данные для начала выполнения работ по Контракту:
1. Технический паспорт на жилой дом ул. Трудовая 40 и Маяковская 3;
2. Правоустанавливающие документы на земельные участки;
3. Градостроительный план;
4.Исходные данные для учета мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ГОЧС) из главного управления МЧС России по Пермскому краю;
5. Химический анализ исходной воды;
6. Технические условия на слаботочные сети, диспетчеризация и телефонизация;
7. Технические условия на перенос слаботочных сетей (если требуется);
8. Справка о состоянии пожарных гидрантов (расположенных вблизи проектируемого объекта) с указанием их характеристик и удаленности от объекта;
9. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
10. Справку о наличии (отсутствии) на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия;
11. Об отсутствии/наличии особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на участке проектируемых работ;
12.Об отсутствии/наличии на участке проведения работ защитных лесов и особо защитных участков лесов;
13.Об отсутствии/наличии на участке проведения работ земель лесного фонда;
14. Об отсутствии/наличии поверхностных и подземных источников водоснабжения и зон санитарной охраны источников водоснабжения;
15. Об отсутствии/наличии охотничьих заказников;
16. Об отсутствии/наличии ценных почв и особо ценных (ценных) сельскохозяйственных угодий.
Вместе с тем, ответ на данное письмо от Заказчика не поступил.
11.05.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 156 от 11.05.2022), в котором сообщил данные ответственного лица, а также просил Заказчика назначить ответственное лицо и информацию направить в адрес ООО ПСК "Оникс".
Вместе с тем, ответ от Заказчика также не поступил.
20.05.2022 г. - ООО ПСК "Оникс" направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 165 от 20.05.2022) с повторным требованием по предоставлению данных для начала выполнения работ по Контракту.
Подрядчик пояснил, что затребованные исходные данные от Заказчика были получены не в полном объеме, что затрудняло и делало невозможным начало выполнение работ по Контракту:
03.06.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N191 от 03.06.2022), в котором указал что для прохождения государственной экспертизы проектной документации необходимо проведения еще одного вида изысканий - инженерно- гидрометеорологические изыскания. В связи с этим, Подрядчик просил Заказчика внести изменения в Техническое задание, дополнить п.10 Технического задания на выполнения проектирования и включить инженерно-гидрометеорологические изыскания.
Вместе с тем, Заказчик на данное письмо не ответил.
06.06.2022 г. ООО ПСК "Оникс" направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 192 от 06.06.2021), в котором указало, что представленный ГПЗУ на земельный участок сопроводительным письмо N256-01-01-11 исх-302 от 07.06.2022 года не соответствует условиям Технического задания Контракта.
10.06.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо (исх. N 265-01-01-11исх-321 от 10.06.2022), в котором просил рассмотреть возможность размещения котельной в подвале жилого дома ул.Трудовая, д.40 или в пристрое к нему.
Подрядчик пояснил, что размещение котельной в подвале жилого дома не представлялось возможным ввиду того, что блочно-модульная котельная является опасным производственным объектом.
06.06.2022 г. - ООО ПСК "Оникс" направил в адрес Заказчика письмо (исх. N 200 от 06.06.2022), в котором указало, что справка представленная Заказчиком по ГО и ЧС не соответствует требованиям технического задания для выполнения раздела ГО и ЧС.
07.06.2022 г. - Заказчик направил в адрес ООО ПСК "Оникс" письмо (исх. N 265-01-01-11исх-302 от 07.06.2022), в котором указал, что предоставляет дополнительную информацию по ГПЗУ по запросу от 11.05.2022 г. N 156.
Вместе с тем, Подрядчик указал, что представленный ГПЗУ не соответствовал условия проектирования и техническому заданию по следующим основаниям:
1. Объект капитального строительства (реконструкции) на ГПЗУ выходит за пределы границы разрешенным ГПЗУ;
2. Не отведен земельный участок для строительства блочно-модульной котельной;
3. Не сформирован земельный участок для размещения противопожарных емкостей в количестве 2 шт. объемом 50 м3;
4. В связи с тем, что не определено ГПЗУ расположение блочно-модульной котельной Подрядчик не может рассчитать потребление газа, потребление электроэнергии, потребления воды, и возможность проезда или подъезда к объектам проектирования, запросить технические условия для подключения и соответственно выполнить работы по инженерным изыскания.
В связи с чем, Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N211 от 10.06.2022), в котором просил предоставить в кратчайшие сроки скорректированный ГПЗУ.
Также Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо ( исх. N212 от 10.06.2022), в котором просил представить в полном объеме техническую документацию на жилой дом в частности: разделы ПЗУ, АР, КР, вентиляция, отопление, газоснабжение (наружные и внутренние сети), электроснабжение (наружные и внутренние сети), водоснабжение (наружные и внутренние сети), водоотведение (наружные и внутренние сети).
В результате того, что Заказчик оставил без внимания письма Общества, Подрядчик был вынужден приостановить работы, о чем уведомил Заказчика в письме от 17.06.2022 г.
27.06.2022 г. Заказчик в ответном письме указал, что ранее всю запрашиваемую информацию представлял и просил немедленно приступить к работам.
01.08.2022 г. вместе с представителями Заказчика и ООО ПСК "Оникс" было проведено совещание по средствам видеоконференцсвязи по вопросам проведения работ Контракту.
Подрядчик предлагал внести изменения в Техническое задание, вместе с тем, Заказчик большинство предложений отклонил.
Таким образом, Подрядчик полагает, что Заказчик не оказывал должным образом содействие Подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в Контракте, корректные исходные данные, которые неоднократно запрашивались у Заказчика в вышеназванных письмах Подрядчику не были представлены.
Комиссия отмечает, что Заказчик не представил в адрес Комиссии доказательств, свидетельствующих о том, что вся необходимая для исполнения документация была представлена Подрядчику.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о недобросовестном исполнении условий Контракта со стороны Подрядчика, в адрес Комиссии Заказчиком также не представлено.
Комиссия также отмечает, что Подрядчик неоднократно обращался к Заказчику с письмами, выходил на связь по ВКС, с целью урегулировать спор и получить всю необходимую документацию для исполнения обязательств по Контракту, что свидетельствует о желании добросовестно выполнить условия Контракта.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО ПСК "Оникс" с 2018 г. исполнило 92 Контракта. Следовательно, ООО ПСК "Оникс" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО ПСК "Оникс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО ПСК "Оникс" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95, ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 октября 2022 г. N РНП-59-437
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022