Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая больница им. академика Вагнера Е.А." г. Березники (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (одноразовые инструменты) (изв. N 0356500005622000704),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005622000704ГБУЗ ПК "Краевая больница им. академика Вагнера Е.А." г. Березники проводился при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (одноразовые инструменты).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.09.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 922 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 06.10.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требования к поставляемому товару приводит к ограничению потенциальных участников закупки в связи со следующим:
1) неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки указанных в извещении товаров, поскольку товары не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки;
2) по позициям N 1-4, 10-18 Технического задания соответствует товар единственного производителя - Covidien, в то время как по позициям N 5-9, 19-23 Технического задания соответствует товар единственного производителя - Johnson & Johnson.
Заявитель в ходе рассмотрения пояснил, что готов поставить расходные материалы производителя Covidien.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, в письменных пояснениях указал следующее. Все закупаемые товары технологически и функционально связаны между собой, так как предназначаются для выполнения различных хирургических оперативных манипуляций в процессе одной операции. Объединение в один лот не связано с целью ограничения конкуренции, а с целью своевременной, комплексной поставки требуемых товаров для оказания бесперебойной медицинской помощи при проведении хирургических оперативных вмешательств.
Использование двух инструментов от разных аппаратов вовремя одного оперативного вмешательства, обусловлено спецификой выполняемых операции и особенностями работы каждого аппарата. На начальном этапе оперативного вмешательства, а также на этапе иммобилизации оперируемого органа или ткани используется аппарат Fоrсе Triad и совместимые с ним монополярные и лигирующие инструменты, которые позволяют наиболее быстро выделить оперируемый орган, проводя коагуляцию и диссекцию сосудов диаметром до 7 мм, тем самым снижается кровопотеря.
Вовремя этой же операции, на самом оперируемом органе и вблизи расположенных, жизненно важных структур, используется аппарат Gl1 и совместимый с ним инструмент, он обладает более щадящим, прецизионным и деликатным воздействием и позволяет проводить коагуляцию сосудов до 5 мм при использовании ультразвуковой технологии и 7 мм биполярной с минимальным нагревом и травматизацией окружающих тканей.
В результате оперативное вмешательство протекает в более короткие сроки и с минимальной травматизацией окружающих тканей, что ведет к более благоприятному послеоперационному периоду и как следствие скорейшему выздоровлению.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.
Комиссия отмечает, что под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми. Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг). Однако, в случае если комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Например, необходимостью в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленностью на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
Согласно извещению о закупке, описание объекта закупки содержится в отдельном файле "Техническое задание".
Исходя из анализа Технического задания, Заказчик закупает расходный материал к двум аппаратам, имеющимся у него, а именно: элетрокоагулятору Force Triad, генератору электрохирургическому, ультразвуковому G11.
Данное медицинское оборудование совместимо с расходными материалами конкретных производителей (Covidien; Johnson & Johnson), что Заказчик также не оспаривает.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что объединение в одну закупку расходных материалов к двум разным медицинским товарам, с которыми совместимы только расходные материалы конкретных производителей, приводит к ограничению участников закупки.
Таким образом, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещение о проведении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
Комиссия отмечает, что закупка расходных материалов для различных медицинских изделий, используемых при оказании медицинской помощи пациентам, не свидетельствует об их технологической и функциональной связи, также закупаемый товар не является взаимозаменяемым. Доказательств иного Заказчиком в материалы жалобы не представлено.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что при формировании лота Заказчик нарушил требования Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 620).
Согласно п. 1 ПП N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Комиссия отмечает, что НМЦК составляет 2 922 000,00 руб.
Действие документа приостанавливалось с 25.03.2022 г. до 01.09.2022 г. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2022 N 374.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что извещение было размещено 26.09.2022 г., соответственно на момент размещения извещения Заказчик руководствоваться ПП РФ N 620.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, в письменных пояснениях указал, следующее. В соответствии с п. 2 ПП РФ N 620 требования не распространяются на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий. Так, например, ножницы коагуляционные не могут использоваться без лапароскопических рукоятей, так и электролигирующие инструменты невозможно использовать без нейтрапьных электродов.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данный пункт ПП РФ N 620 распространяется на те случае, когда в одну закупку объединяется поставка самого медицинского оборудования и расходных материалов, совместимых с ним, а не поставка расходных материалов, совместимых с оборудованием, которое уже используется Заказчиком.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2022 NИЭА1 на участие в аукционе заявился лишь один участник, что не свидетельствует о наличии конкуренции.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Ножницы и зажимы эндоскопические) (изв. N 0356500005622000704) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 октября 2022 г. N 15200/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022