Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Амосервис" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт технического этажа г. Пермь, ул. Куйбышева, 50 (изв. N 0356100003322000013),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100003322000013 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на капитальный ремонт технического этажа г. Пермь, ул. Куйбышева, 50. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 924 129,37 руб.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
05.07.2022 г. между Заказчиком и ООО "Амосервис" заключен контракт N 16-44 на капитальный ремонт технического этажа г. Пермь, ул. Куйбышева, 50 на сумму 1 500 000,00 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 22,1 %.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 09.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить в срок, установленный настоящим контрактом, работы по капитальному ремонту по объекту: Капитальный ремонт технического этажа г. Пермь, ул. Куйбышева, 50 (далее - Работы) в соответствии с Локально-сметным расчетом, в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью) и действующими на территории Российской Федерации нормативными правовыми актами, строительными нормами и правилами.
1.2. Работы выполняются по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 50.
1.3. Наименование Объекта: Капитальный ремонт технического этажа.
Условия выполнения работ: Работы осуществляются на основании Локально сметного расчета, составленного в текущих ценах на 1-й квартал 2022 г.
2.2. Сроки начала выполнения Работ: с момента заключения контракта.
Срок окончания выполнения работ: в течение 40 (сорока) календарных дней с момента заключения Контракта.
5.1. Заказчик имеет право:
5.1.1. Во всякое время проверять ход и качество выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту, не вмешиваясь в его оперативно-хозяйственную деятельность.
5.1.5. Требовать надлежащего выполнения условий настоящего Контракта.
5.4. Подрядчик обязан:
5.4.1. Принять не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта по оформленному в установленном порядке акту приема-передачи от Заказчика строительную площадку.
5.4.23. Исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Заказчика, которые заносятся в журнал производства Работ, а также в срок, установленный предписанием Заказчика, устранять обнаруженные им недостатки в выполненных Работах или иные отступления от условий настоящего Контракта.
5.4.30. Работы считаются выполненными в полном объеме после подписания Сторонами итогового документа о приемке.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
9.5. Заказчик так же вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч .2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ).
- неоднократное нарушение Подрядчиком срока выполнения работ, предусмотренного графиком выполнения строительно-монтажных работ.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 21.09.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 03.10.2022 г. Информация об ООО "Амосервис" направлена в адрес Пермского УФАС России 05.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 21.10.2022 г. Подрядчиком работы в полном объеме не выполнены.
Заказчик пояснил, что на день принятия решения об одностороннем отказе, работы по капитальному ремонту технического этажа, предусмотренные Контрактом и Локально-сметным расчетом, не выполнены в полном объеме. На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта срок выполнения работ по Контракту нарушен Подрядчиком на 37 календарных дней.
Заказчик также пояснил, что Подрядчиком не завезены на объект строительные материалы, необходимые для завершения работ. Учитывая приближение периода устойчивых отрицательных температур, это создает высокие риски для нормативного содержания здания в целом, ставит под угрозу функционирование объекта в отопительный сезон.
02.08.2022 г. - в адрес Подрядчика была направлена претензия (исх. N 3305 от 02.08.2022 г.) с требованием приступить к работам.
Также в ходе осуществления строительного контроля ИП Кержаковым С.И. был составлен акт-предписание о выявленных нарушениях от 10.08.2022 г., согласно которому выявлены следующие нарушения:
- Подрядчик не предоставил перед началом производства работ: подробный график, приказы на ответственных лиц, списочный состав сотрудников, утвержденную технологическую карту;
- с работающим персоналом не проведен внутренний первичный инструктаж по технике безопасности. На объекте отсутствует соответствующий журнал;
- на объекте отсутствует общий журнал работ;
- не установлен биотуалет;
- не выполнен временный навес над временно демонтированным участком кровли, что привело к затоплению нижележащих этажей;
- демонтируемые материалы сбрасываются с чердака в мусорный контейнер без применения мусорного желоба;
- на объекте работает 2 сотрудника, что крайне недостаточно для выполнения всего комплекса работ в установле6нный срок;
- на объекте не завезен материал, необходимый для утепления.
В отношении принятого решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик пояснил следующее.
Затягивание сроков выполнение работ по Контракту вызвано следующими обстоятельствами:
В процессе исполнения Контракта было выявлено, что заложенный в локальном сметном расчете материал (плиты теплоизоляционные минераловатные РОКЛАЙТ - ТУ 5762-049-17925162-2006) отсутствует в продаже.
28.07.2022 г., 03.08.2022 г. - Подрядчик направлял в адрес Заказчика письма (исх. N 35 от 28.07.2022 г.; исх. N 37 от 03.08.2022 г.) о согласовании замены материала с теми же техническими характеристиками с приложением сертификатов и других документов, подтверждающих качество материала.
В ответном письме Заказчик отказал в замене материала, вместе с тем, не предложил альтернативного варианта материала, который бы устраивал Заказчика.
На заседании Комиссии Подрядчик пояснил, что обращался в различные магазины, расположенные на территории г. Перми, в том числе, в магазин "Строительный Двор". По словам Подрядчика, на территории г. Перми нужного объема утеплителя РОКЛАЙТ в наличии не было. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Подрядчик не обращался в магазины за пределами г. Перми.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Подрядчик в адрес Комиссии доказательств, подтверждающих, что на территории Российской Федерации невозможно закупить необходимый Заказчику утеплитель, также не представлено.
В ходе телефонного разговора с представителем ООО "Технониколь.Навигатор", было установлено, что проблем с поставкой утеплителя РОКЛАЙТ в период с 01.07.2022 г. по 01.09.2022 г. не наблюдалось.
Кроме того, Заказчик направил в адрес Комиссии таблицу со сравнительными характеристиками утеплителей, которая подтверждает, что предложенный Подрядчиком утеплитель Эковер Лайт по характеристикам "плотность", "теплопроводность" не соответствует утеплителю, указанному в приложении к извещению.
Также в ходе рассмотрения обращения стороны пояснили, что согласно локальному сметному расчету были осуществлены следующие виды работ: очистка помещений от строительного мусора, а также погрузка и утилизация мусора (п. 1-7 ЛСР).
Комиссия отмечает, что данные работы в общей сложности составляют менее 50% от всего объема работ, которые необходимо выполнить в рамках заключенного Контракта.
Комиссия отмечает, что Поставщик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Таким образом, Поставщик, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, Поставщик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не ограничен в выборе контрагентов. Вместе с тем, Поставщиком не представлено доказательств того, что им совершались действия, направленные на исполнение Контракта, в частности, по взаимодействию с иными участниками рынка медицинских изделий, поставка которых необходима в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, региональной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Поставщика не позволили удовлетворить потребность Заказчика связанную с поставкой медицинских изделий.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Амосервис" (614047, Пермский край, г. Пермь, ул. Трактовая, д. 4, офис 1, ИНН 5907051711) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "Амосервис" Хчояне Амбарцуме Амаяковиче (590201625839) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "Амосервис", о генеральном директоре ООО "Амосервис" Хчояне Амбарцуме Амаяковиче (590201625839) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Амосервис", о генеральном директоре ООО "Амосервис" Хчояне Амбарцуме Амаяковиче (590201625839) из реестра недобросовестных поставщиков считать 18.10.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-433 от 13.10.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-433 от 13.10.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.10.2022 |
05.10.2022 |
05.10.2022 |
- |
06.10.2022 |
13.10.2022 |
13.10.2022 |
- |
18.10.2022 |
18.10.2022 |
- |
1 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 октября 2022 г. N РНП-59-433
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022