рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Пермский краевой клинический госпиталь для ветеранов войн"" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лялякине А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку расходных материалов для нужд ПЦР-лаборатории ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (наконечники для дозатора) (изв.N 0356200000822000084),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200000822000084 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов для нужд ПЦР-лаборатории ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (наконечники для дозатора). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 800 000,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 07.10.2021 N 11983/22) рассмотрение обращения было назначено на 11.10.2022 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 13.10.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.06.2022 г. между Заказчиком и ИП Лялякиным А.А. (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку расходных материалов для нужд ПЦР-лаборатории ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (наконечники для дозатора). Цена контракта - 1 800 000,00 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 20.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 7 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что согласно Техническому заданию срок поставки товара составляет 10 рабочих дней с момента подачи заявки по электронной почте. 08.08.2022 г. в адрес Поставщика была направлена заявка на сумму 26 142,12 руб., срок исполнения по которой - не позднее 22.08.2022 г. Однако, фактически товар поставлен не был. В связи с неисполнением Исполнителем обязанностей по поставке, Поставщику была начислена неустойка. Претензией-требованием от 01.09.2022 г. Поставщик был проинформированы о необходимости незамедлительной поставки наконечников для дозатора по заявке от 08.08.2022 г., ввиду ухудшения эпидемиологической обстановки в Пермском крае в связи с новой волной распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - НКВИ) и назначения данного товара для проведения ПЦР тестирования на НКВИ, потребность в получении Товара у Заказчика является критической. Требование Заказчика было проигнорировано Поставщиком, никакого ответа, документов, подтверждающих уважительность причин просрочки поставки, наличия форс-мажорных обстоятельств представлено не было. Заказчик в связи с недостатком наконечников не смог осуществлять полный объем требуемых исследований и понес убытки в виде неполученных доходов от стоимости не проведенных исследований. Период просрочки поставки Поставщиком на 19.09.2022 г. составил 28 дней или 20 рабочих дней, что в два раза превысил срок поставки, установленный договором (10 рабочих дней), что является существенным нарушением Поставщиком Контракта. 28.09.2022 г. Заказчиком в адрес Поставщика было направлено письмо, согласно которому Заказчик не нашел оснований для продления срока поставки на основании следующих причин:
1) представленное информационное письмо руководителя филиала ООО "Траско" в г. Екатеринбург не подтверждает обстоятельств невозможности поставки в период с 18.08.2022 г. по 29.09.2022 г., поскольку в письме указано, что заезд прицепа под загрузку был запланирован на 16-17 августа 2022 г., каких-либо иных писем о дополнительных ограничений на заезд/погрузку в Маньчжурии за период август-сентябрь 2022 г. Поставщиком представлено не было. Также указанное письмо ООО "Траско" не подтверждает наличие каких-либо правоотношений между ООО "Траско" и ИП Лялякиным А.А., между ИП Синицыным И.А. и ИП Лялякиным А.А., а также непосредственной причинно-следственной связи между доставкой грузов из Маньчжурии ИП Синицину И.А. и нарушением ИП Лялякиным А.А. обязательств по договору от 02.06.2022 N 84ЭА2022 на поставку расходных материалов для нужд ПЦР-лаборатории ГБУЗ ПК "ПККГВВ" (наконечники для дозатора) на сумму 1 800 000 руб.
2) представленное письмо ООО "Траско" не подтверждает наличие независящих от Поставщика причин просрочки поставки товара. Исходя из раздела 10 Контракта в рассматриваемом случае Поставщик освобождается от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по контракту, если их неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. При этом Сторона, у которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, обязана в течение 5 календарных дней письменно информировать другую Сторону о произошедших обстоятельствах и их причинах с приложением документов, удостоверяющих факт наступления обстоятельств непреодолимой силы. Однако, учитывая сроки, указанные в информационном письме ООО "Траско", Поставщиком Заказчик проинформирован о их наступлении несвоевременно, в нарушение указанных в п.10.2 Контракта сроков.
Поскольку на 20.09.2022 г. Поставщиком товар, предусмотренный условиями контракта в полном объеме поставлен не был, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 20.09.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2590300606622000132 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 20.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 03.10.2022 г. Обращение о включении ИП Лялякина А.А. в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта была направлена в адрес Пермского УФАС России 05.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Поставщика указал, что 08.08.2022 г. Заказчик направил заявку на поставку товара. С целью поставки товара Поставщиком были заказаны и оплачены медицинские изделия. Однако, товар, приобретенный для исполнения Контракта в установленный срок на склад Поставщика не поступил. 04.10.2022 г. товар, заказанный Поставщиком для исполнения Контракта, был доставлен на склад. В тот же день Заказчику было сообщено о готовности отгрузить товар. Заказчик согласовал поставку с условием оплаты начисленной неустойки. 05.10.2022 г. Поставщик осуществил поставку товара Заказчику.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Лялякиным А.А. не представлено.
Так, Комиссия принимает во внимание довод Заказчик о том, что представленное в адрес Комиссии информационное письмо ООО "Траско" не подтверждает обстоятельств невозможности поставки товара в период с 18.08.2022 г. по 29.09.2022 г., так как в письме указано, что заезд прицепа под загрузку был запланирован на 16-17 августа 2022 г., каких-либо иных писем о дополнительных ограничений на заезд/погрузку в Маньчжурии за период август-сентябрь 2022 г. ИП Лялякиным А.А. в адрес Комиссии представлено не было. Также Комиссия отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что между ИП Лялякиным А.А. и ИП Синицыным И.А. заключался договор на поставку медицинских изделий, равно как и отсутствуют доказательства того, что заказанная ИП Лялякиным А.А. партия товара была им оплачена.
Учитывая социальную значимость деятельности Заказчика, такое поведение участника закупки недопустимо. Также Комиссия отмечает, что отсутствие в распоряжении Заказчика медицинских изделий, необходимых для осуществления исследований и проведения ПЦР тестирования на короновирусную инфекцию, привело к неполучению Заказчиком доходов от стоимости проведенных исследований. Причиненные бездействием Поставщика убытки не поставили под угрозу исполнение Заказчиком обязательств по оплате контрактов, исполняемых добросовестными поставщиками.
Исходя из информации, размещенной в реестровой записи контракта N 2590300606622000132, ИП Лялякиным А.А. осуществлена поставка товара на сумму 13 052,64 руб., что составляет 0.73%.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что ИП Лялякиным А.А. нарушены условия исполнения Контракта.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п.2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Поставщика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Лялякине Алексее Александровиче (614010, г. Пермь, пр-кт. Комсомольский, д. 81, кв. 10, ИНН 590420598793) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об Индивидуальном предпринимателе Лялякине Алексее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об Индивидуальном предпринимателе Лялякине Алексее Александровиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 06.10.2024 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-440 от 13.10.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-440 от 13.10.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.10.2022 |
05.10.2022 |
05.10.2022 |
- |
06.10.2022 |
13.10.2022 |
13.10.2022 |
- |
18.10.2022 |
18.10.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 октября 2022 г. N РНП-59-440
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022