Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Капчикаева А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей сторон:
от исполнителя - Савчук К.В. на основании доверенности N5 от 10.10.2022 г.;
от заказчика - представитель не явился;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-597/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кашалот-Кунашир" (ИНН 6518009300) а так же директора генерального директора Ибрагимова Рустама Ибрагимовича (ИНН 650405217440);
УСТАНОВИЛА:
11.10.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Государственного бюджетного учреждения ''Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов'' (ИНН 6501025670) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кашалот-Кунашир" (ИНН 6518009300), в том числе в отношении генерального директора Ибрагимова Рустама Ибрагимовича (ИНН 650405217440) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Монтаж системы пожаротушения ГБУ "ЮСДИ"" (извещение N 0361200015022002696).
Уведомлением - требованием от 11.10.2022 N05-1444эл рассмотрение сведений назначено на 13.10.2022 г. в 14 часов 15 минут.
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 08.06.2022 г. между Государственным бюджетным учреждением ''Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов'' (ИНН 6501025670) (Заказчик) и "Кашалот-Кунашир" (ИНН 6518009300) (Поставщик) по результатам определения Поставщика путем проведения электронного аукциона, объявленного Извещением N0361200015022002696, на основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) был заключен контракт N73 (далее - контракт), согласно которому Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить монтаж системы пожаротушения ГБУ "ЮСДИ". Однако обязательства исполнителем исполнены не были.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Между государственным бюджетным учреждением "Южно-Сахалинский дом- интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Кашалот-Кунашир" (далее - Общество, Подрядчик) 08.06.2022 заключен государственный контракт N 73 на выполнение работ по монтажу системы пожаротушения ГБУ "ЮСДИ" (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы в соответствии с Техническим заданием на общую сумму 13 355 200,00 (тринадцать миллионов триста пятьдесят пять тысяч двести рублей 00 копеек) рублей, Заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательство по оплате выполненных работ.
В соответствии с п. 4.1 Контракта срок выполнения работ составляет 93 календарных дня с даты заключения Контракта (окончание срока 09.09.2022).
12.09.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.09.2022 Заказчик разместил в единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Поводом для принятия Заказчиком решение явилось неисполнение Подрядчиком в установленный Контрактом срок обязательства.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу - 27.09.2022.
Как следует из предоставленных документов и пояснений представителя общества, Заказчик в своем решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта указал, что поводом для принятия такого решения явилась просрочка Подрядчиком сдачи результата работы.
В решении Заказчик ссылается на неоднократно направленные в адрес Общества письма, как на обстоятельство, свидетельствующее о неисполнении обязательства по Контракту.
Однако, как следует из содержания направленных Заказчиком писем и данным Подрядчиком на них ответов становится очевидным, что задержка начала выполнения работ, а соответственно и их завершение в установленный Контрактом срок, связана с обеспечением здоровья постояльцев учреждения, угроза которому возникает при исполнении поручения Заказчика.
Речь идет о выполнении работ по сварке оцинкованных труб, в процессе которой выделяются чрезвычайно вредные для здоровья пары цинка, при том, что Заказчик не имеет возможности обеспечить последовательное переселение проживающих в учреждении пожилых людей в иные помещения.
Согласно п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В силу п. 2 ст. 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 данной статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В соответствии со ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Об обстоятельствах, препятствующих процессу производства работ и грозящих наступлению возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, а также о необходимости выполнения дополнительного объема работ, Подрядчик проинформировал Заказчика в ходе рабочих визитов на объект сразу после определения победителя торгов и до заключения Контракта.
В последующем, получив от Заказчика письмо от 10.06.2022 N 01-931-2 о необходимости представления производственных приказов, Графика производства работ, Подрядчик в своем ответе от 16.06.2022 N 58 представил развернутую позицию относительно:
- недостатков переданной проектно-сметной документации в части выявленных в результата визуального обследования здания при приемке строительной площадки дополнительных объемов работ (демонтаж существующей системы пожаротушения, замена байпаса водомерного узла на трубу диаметром 100 мм вместо установленной - диаметром 50 мм, отделочные работы, демонтаж кабель-каналов, ОПС, оборудование видеонаблюдения, электроосвещения, подвесных потолков pi подвесной системы);
- возникновения угрозы причинения вреда здоровью проживающих в учреждении пожилых людей (пары цинка при сварки оцинкованных груб) и невозможности обеспечения Заказчиком переселения постояльцев учреждения на время производства работ.
Общество, ссылаясь в своем письме от 16.06.2022 N 58 на п. 4.6 СП 73.13330.2012 (СГ1 73.13330.2016 действует в новой редакции с идентичными положениями), указало Заказчику на прямой нормативный запрет применения сварных соединений трубопроводов из оцинкованной стали.
Возникновение угрозы причинения вреда здоровью проживающих в учреждении пожилых людей связано с тем, что сварка оцинкованного металла - это специфический процесс. Под воздействием высокой температуры сварочной дуги цинк переходит в газообразное состояние. На объекте обеспечить каждую палату с пожилыми людьми приточной и вытяжной вентиляцией в ограниченных местах производства работ Заказчику и Подрядчику не представляется возможным. Так как пары цинка чрезвычайно вредны для здоровья, вероятность отравления нарами цинка постояльцев и персонала ГБУ "ЮСДИ" при сварке очень вероятна. Если в помещении недостаточно хорошая вентиляция, вдыхаемые пары могут привести к отравлению или временной остановке дыхания человека, а долговременный контакт с парами цинка вызывает хронические заболевания органов дыхания.
Сама по себе фраза, содержащаяся в Техническом задании к Контракту о том, что работы будут проводиться в функционирующем учреждении, не предопределяет производство работ именно в местах непосредственного постоянного пребывания людей. Работы могут проводиться и в действующем учреждении, но только в особо созданных Заказчиком условиях.
В этом же письме Подрядчик запросил у Заказчика указания по вопросу выполнения дополнительного объема работ, включая не учтенный сметной документаций, а также внес предложение заменить оцинкованные трубы на полипропиленовые, как безопасные для здоровья постояльцев учреждения.
В ответ на письмо Подрядчика от 16.06.2022 N 58 Заказчик (исх. от 23.06.2022 N 01-968-2) предложил уменьшить объем выполняемых газо-электросварочных работ в самом учреждении путем их производства в отдельном предлагаемом помещении.
При этом, Заказчик выразил готовность заменить оцинкованные трубы всех проектных диаметров на полипропиленовые трубы при условии наличия у производителя материала соответствующего Стандарта организации (СТО) заверенного Департаментом надзорной деятельности и профилактики работы МЧС России, а также представления конъюнктурного анализа. При этом стоимость работ не должна превышать цену Контракта.
Относительно дополнительного объема работ Заказчик сообщил о намерении выполнить их за свой счет и собственными силами. Часть работ Заказчик поручил выполнить Подрядчику (замена байпаса водомерного узла), предварительно подготовив ведомость работ и смету затрат за счет непредвиденных расходов.
Этим же письмом Заказчик подтвердил отсутствие возможности ротации проживающих в учреждении граждан на время выполнения газо-электросварки.
Письмом от 16.06.2022 N 58 Подрядчик заявил Заказчику о невозможности исполнения обязательств по Контракту в сложившихся обстоятельствах, чем фактически исполнил свою обязанность, предусмотренную ст.ст. 716, 743 ГК РФ.
Своевременно заявив об обстоятельствах, препятствующих выполнению работ по Контракту, подтверждение которых нашло свое отражение в письме Заказчик, Подрядчик не может считаться просрочившим срок выполнения работ с даты заключения Контракта и до 23.06.2022 (15 календарных дней).
По этой причине указанные выше и последующие письма Заказчика, содержащие требования о представлении производственных приказов, каких-либо графиков производства работ, не имеют правового значения при квалификации действий Подрядчика как недобросовестных, поскольку производство работ не могло быть начато по причинам, не зависящим от воли последнего.
В соответствии с ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Поскольку Заказчик согласился с аргументированными доводами Подрядчика и счел возможным (необходимым) замену материала на безопасный для здоровья людей, уже 27.06.2022 (то есть спустя 3 календарных дня) Подрядчик направляет (исх. от 27.06.2022 N 66) на согласование комплекты документов, подтверждающих возможность применения полипропиленовых труб от двух поставщиков, в том числе экспертное заключение и письма-согласования СТО от МЧС РФ г. Москва. Появление второго изготовителя продукции в письме Подрядчика обусловлено возможностью сокращением сроков поставки материала.
Полученные от Подрядчика документы на предлагаемые к замене материалы Заказчик перенаправил на согласование автору проектной документации ООО "Форвард".
В отсутствие ответа Заказчика на запрос о согласовании одного из двух предложенных материалов (изготовителя) 30.06.2022, Подрядчик вновь обращается с письмом (исх. N 67) с просьбой сообщить о принятом решении.
Вместо решения о согласовании материала Заказчик 11.07.2022 направил претензию (исх. N 01-1055-2) с требованиями направить организационные приказы, приступить к выполнению работ до 15.07.2022. Направление претензии носило формальный характер, поскольку велась активная переписка Заказчика с Подрядчиком о согласовании замены материала.
Из письма Заказчика от 25.07.2022 N 01-1122-2 следует, что 20.07.2022 сторонами подписан акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории (организации), которым определяются мероприятия по обеспечению безопасности.
Во исполнение условия Заказчика по согласованию замены материала, Подрядчик 28.07.2022 (исх. N 82) представил оригинал письма ГУ МЧС России по Сахалинской области от 19.07.2022 N ИГ-254-750 о согласовании и подтверждении возможности применения предлагаемых к замене полипропиленовых труб.
08.08.2022 Подрядчик отвечает (исх. N 90) на письмо Заказчика от 01.08.2022 N 01-1169-2, давая разъяснения о соответствии сортимента, предусмотренного проектной документации, сортименту труб и фитингов, предлагаемых к замене, и прилагая СТО, гидравлический расчет, для их согласования.
Заказчик, получив письма-согласования от проектировщика, производителя товара, МЧС России и ГУ МЧС России по Сахалинской области, 17.08.2022 согласовывает замену оцинкованных труб на полипропиленовые с определенными в письме (исх. N 01-1233-2) характеристиками.
Получив согласование Заказчика (17.08.2022) замены материала в порядке, установленном ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик осуществляет оплату полного объеме материала, включая комплектующие.
В качестве подтверждения оплаты и отгрузки товара с склада продавца (г. Оренбург) Подрядчик направляет (исх. от 29.08.2022 N 115) Заказчику первичные учетные документы: договор субподряда, платежное поручение, письмо об отгрузке товара изготовителем, транспортную накладную.
Таким образом, начиная с 27.06.2022 и до 17.08.2022 длился период согласования Заказчиком замены предлагаемого Подрядчиком материалы, функциональные и качественные характеристики которого являются улучшенными (безопасными для здоровья людей).
До момента завершения процедуры согласования замены материала производство работ не могло быть начато. По причине изменения диаметра труб, влекущего за собой изменение отверстий (гильзование) в стенах и перекрытиях, проведение работ вело к избыточному дополнительному объему работ (отделочные работы), который Заказчик обязался выполнить собственными силами.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Практически каждое письмо Заказчика, адресованное Подрядчику с момента заключения Контракта, содержало угрозу применения договорной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств - просрочку сдачи выполнения работ.
При этом по состоянию на 08.09.2022, 14.09.2022 и дату подготовки настоящего письма. Заказчиком не исполнено встречное обязательство - выполнение дополнительного объема работ в виде демонтажа существующей системы пожаротушения, системы пожарной сигнализации, оборудование видеонаблюдения, электроосвещения, проложенных кабель-каналов, подвесных потолков и подвесной системы.
Каждый раз, указывая на необходимость приступить к работам, сам Заказчик никаких действий по выполнению работ на подготовительном этапе не совершал, работу по возможному перераспределению проживающих в учреждении не организовал.
Указанное явилось причиной для направления Подрядчиком предложения (исх. От 08.09.2022 N 120) о расторжении Контракта по соглашению сторон, которое осталось без ответа Заказчика.
Как следует из принятого 12.09.2022 Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, основанием для его расторжения послужили вывод о значительной задержке Подрядчиком установленных Контрактом сроков выполнения работ.
Вместе с тем, несоблюдение срока выполнения работ, как следует из п.п. 1-3 настоящих пояснений возникло вследствие действий (бездействия) самого Заказчика: некачественно выполненная проектно-сметная документация; длительность принятия Заказчиком решения о необходимости/отсутствия необходимости выполнения дополнительного объема работ;
- длительность принятия Заказчиком решения по замене материала, после того, как уже было принято принципиальное решение.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Заказчик на протяжении всего действия Контракта не предпринял никаких действий по исполнению встречного обязательства - выполнение подготовительных работ (демонтаж существующего оборудования, изделий, конструкций).
Указанное подтверждается имеющимися в распоряжении Подрядчика фотографиями, начиная с 03.06.2022 (т.е. до подписания Контракта) и до текущей даты.
Несмотря на длительность исполнения обязательств, причиной чему является поведение Заказчика, Подрядчик предпринял все зависящие от него меры по исполнению принятого на себя обязательства: предупредил об угрозе здоровья жильцов учреждения при установленном Заказчиком способе выполнения работ; провел работу по сбору согласований надзорных органов; провел конъюнктурный анализ рынка; оплатил весь объем материала.
В возражениях Общества на решение Заказчика указывалось, что по состоянию на 18.09.2022 весь закупленный материал, необходимый для исполнения Контракт, доставлен железнодорожным транспортом в порт г. Владивостока, ожидается погрузка на паром. Доставка груза на объект ожидалась в течение двух недель.
Здесь следует учитывать обстоятельства, возникшие 21.09.2022 - объявление мобилизации, одним из главных последствий которой является практически окончательное нарушение логистических цепочек доставки грузов железнодорожным транспортом. Железнодорожное сообщение переориентировано с востока на запад страны, где пункты погрузок перегружены, не хватает рабочего персонала. Доставка материалов по вновь заключенному контракту будет затруднительна, с неопределенными сроками.
Вместе с этим, работы но пробивке отверстий для прокладки труб на дату прекращения действия Контракта фактически были выполнены.
В настоящее время закупленный материал в объеме, обеспечивающем завершение работ по Контракту, поступил на склад Общества.
Принятие Заказчиком решения об одностороннем отказе на этапе, когда до получения результата осталось относительно немного времени (работы по сверлению ведутся, материм пребудет в г. Южно-Сахалинск в течение двух недель; монтаж полипропиленовых труб занимает гораздо меньше времени нежели сварка оцинкованных груб) в сравнении с временным периодом, который возникает в случае расторжения Контракта (заключение нового договора; доставка материала; монтаж), является нерациональным, такие действия содержат признаки злоупотребления правом.
Подрядчиком приняты все зависящие от него меры по исполнению условий Контракта, в его действиях отсутствует факт неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения Контракта.
С учетом всего вышеизложенного, Общество не уклонялось от выполнения работ и не носила недобросовестный характер выполнения работ.
Учитывая изложенное, представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии общества всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов заказчиком 12.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.09.2022 Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу - 27.09.2022.
Информация о включении общества в РНП поступила в адрес Сахалинского УФАС России 11.10.2022 г.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На заседании Комиссия установила, что заказчик направил информацию в Сахалинское УФАС России в нарушение сроков направления сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.
В связи с чем заказчик нарушил часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Государственным бюджетным учреждением ''Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов'' (ИНН 6501025670) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кашалот-Кунашир" (ИНН 6518009300), в том числе в отношении генерального директора Ибрагимова Рустама Ибрагимовича (ИНН 650405217440) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Монтаж системы пожаротушения ГБУ "ЮСДИ"" (извещение N 0361200015022002696) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - Государственное бюджетное учреждение ''Южно-Сахалинский дом-интернат для престарелых и инвалидов'' (ИНН 6501025670) нарушившим часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: А.А, Капчикаев
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 октября 2022 г. N 065/06/104-597/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022