В связи с поступлением обращения НАБНФЭС "АСТОМ" о признаках нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов (реестровый номер N 0231100000222000130), в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" Инспекция Воронежского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
- Логошин А.В. заместитель руководителя управления, руководитель инспекции;
- Рощупкина Ю.В. начальник отдела, участник инспекции;
- Тельпов И.А. старший государственный инспектор, участник инспекции;
в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) заказчика государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов (реестровый номер N 0231100000222000130).
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
20.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от ФАС России поступило обращение НАБНФЭС "АСТОМ", в котором организация указывала, что в аукционах в ряде регионов по специальным техническим средствам реабилитации (далее - ТСР) для стомированных инвалидов установленные заказчиками технические и функциональные характеристики катетеров урологических для инвалидов, соответствуют продукции определенного единственного производителя этих ТСР - ООО "Б.Браун".
Среди перечисленных НАБНФЭС "АСТОМ" регионов, в том числе была указана закупка, проводимая государственным учреждением - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на поставку в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов (реестровый номер N 0231100000222000130).
Учитывая изложенное, Воронежским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки (приказ от 21.09.2022 года N 157/22).
Рассмотрев представленные Заказчиком, Заявителем документы, Комиссия установила следующее.
13.09.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) было размещено извещение 0231100000222000130 о проведении электронного аукциона на поставку в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов. Начальная (максимальная) цена контракта составила - 5 188 810,00 р.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка Катетеров для самокатетеризации лубрицированный.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии пунктом 1 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в форме электронного документа.
Так, файлом "Техническое+задание+КМП++5.1" Заказчиком представлено Описание объекта закупки, в соответствии с которым к поставке требовалось:
Наименование по КТРУ/Код позиции каталога |
Описание в соответствии с КТРУ |
ОКПД2 / НКМИ |
Номер вида и наименование технического средства реабилитации (изделий)1 в соответствии с Классификацией ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02. 2018 г. N86н |
Технические и функциональные характеристики Товара |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Катетер уретральный для однократного дренирования/промывания 32.50.13.190 |
Сведения отсутствуют |
ОКПД2 32.50.13.190 |
21-01-20 Катетер для самокатетеризации лубрицированный |
Катетер лубрицированный (Женский) для периодической самокатетеризации, готовый к применению, не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру: от 06 ch (включительно) до 16 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 18 см (включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке. |
Катетер уретральный для однократного дренирования/промывания 32.50.13.190 |
Сведения отсутствуют |
ОКПД2 32.50.13.190 |
21-01-20 Катетер для самокатетеризации лубрицированный |
Катетер лубрицированный (Мужской) для периодической самокатетеризации, готовый к применению, не требует дополнительной активации водой. С возможностью применения самим пациентом. Тип Нелатон. Размер по Шарьеру: от 08 ch (включительно) до 18 ch (включительно) (в зависимости от антропометрических данных пациента). Длина катетера не менее 40 см (включительно). Наконечник катетера прямой цилиндрический, с двумя боковыми отверстиями. Катетер имеет воронкообразный коннектор для соединения с мешком для сбора мочи. Катетеры одноразовые, стерильные и находятся в индивидуальной упаковке. |
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как полагает НАБНФЭС "АСТОМ" под характеристики, установленные в описании объекта закупки, подходит товар производства ООО "Б.Браун".
Заказчик с доводами не согласился, указав, что действующее законодательство не содержит норм, которые ограничивали бы право заказчика описывать товар теми или иными характеристиками, при условии, что такие характеристики отвечают потребностям заказчика и интересам конечного потребителя.
При описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что по мнению Заказчика позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований к описанию объекта закупки, установленных Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчик предоставил информацию, согласно которой требованиям технического задания соответствует продукция двух производителей, а именно:
- "Б. БРАУН МЕДИКАЛ САС", страна происхождения Франция, регистрационное удостоверение от 06.06.2019 N ФСЗ 2010/06130;
- "КОЛОПЛАСТ А/С", страна происхождения Дания, регистрационное удостоверение от 13.05.2014 N ФСЗ 2011/09276.
Согласно регистрационным удостоверениям, инструкциям по применению перечисленных медицинских изделий, а также информации, размещенной на официальных сайтах производителей, и в других открытых источниках, продукция "Б. БРАУН МЕДИКАЛ САС" и "КОЛОПЛАСТ А/С" полностью соответствует описанию объекта закупки.
Таким образом, учитывая факт регистрации на территории Российской Федерации двух катетеров, соответствующих требованиям Технического задания, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, при составлении описания объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона, поскольку утверждение Заявителя о том, что требованиям описания объекта закупки соответствует исключительно катетеры производства ООО "Б.Браун" не подтвердились.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
По результатам проведенной внеплановой проверки по обращению НАБНФЭС "АСТОМ", нарушений в действиях государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки на поставку в 2022 году специальных средств при нарушении функций выделения для обеспечения инвалидов (реестровый номер N 0231100000222000130) не установлено.
Руководитель Инспекции А.В.Логошин
Участник Инспекции Ю.В. Рощупкина
Участник Инспекции И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 октября 2022 г. N 036/06/99-1136/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - участники закупок - специальные средства - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022