Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей Департамента промышленности и транспорта Воронежской области: Боева Г.Н. (доверенность N 62-03-11/15 от 10.10.2022) и Перфильевой М.Ю. (доверенность N 62-03-11/16 от 10.10.2022) ;
в присутствии представителей ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ": Дронова Р.Г. (решение единственного участника N 5/2021), Межитовой З.К. (доверенность б/н от 12.10.2022) и Куркина С.А. (доверенность б/н от 10.10.2022),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение Департамента промышленности и транспорта Воронежской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" (далее-Участник закупки), в связи уклонением последнего от заключения контракта на поставку автобуса (закупка N 0131200001022010114),
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и разделом III Постановления Правительства N 1078 приняло к рассмотрению обращение Департамента промышленности и транспорта Воронежской области (далее-Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" (далее-Участник закупки), в связи уклонением последнего от заключения контракта на поставку автобуса (закупка N 0131200001022010114).
14.09.2022 уполномоченным органом в ЕИС было размещено извещение о проведении аукциона на поставку автобуса (ИКЗ 222366409518936660100100060292910244).
27.09.2022 аукционной комиссией в ЕИС подписан и размещен протокол подведения итогов аукциона N 0131200001022010114.
Согласно протокола подведения итогов аукциона, на участие в аукционе было подано три заявки. Заявка одного участника была отклонена. Два участника были допущены к участию в аукционе.
Победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 112650775, с ценовым предложением 15407383,19 руб.
06.10.2022 Заказчиком подписан и опубликован протокол уклонения победителя от заключения контракта.
Как следует из протокола уклонения победителя от заключения контракта, информация о независимой гарантии АО "Банк Союз" от 04.10.2022 N 1114213, представленной участником в качестве обеспечения исполнения контракта не размещена в реестре независимых гарантий, в связи с чем Заказчик на основании п.1 ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе принял решение об отказе в принятии независимой гарантии.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно материалам по обращению, а также информации, размещенной в единой информационной системе, процесс подписания контракта по итогам электронного аукциона проходил в следующем порядке:
27.09.2022 - заказчиком был размещен проект контракта;
03.10.2022 - участником направлен подписанный проект контракта.
Таким образом, ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" разместило в единой информационной системе подписанный электронной подписью проект контракта в установленный Законом о контрактной системе срок.
Вместе с подписанным проектом контракта Общество представило в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию от 04 октября 2022 N 1114213, выданную АО "БАНК СОЮЗ".
Заказчик, рассмотрев представленную независимую гарантию в регламентированный Законом о контрактной системе срок на основании п.1 ч.6 ст. 45 Закона о контрактной системе принял решение об отказе в принятии указанной гарантии, в связи с тем, что гарантия не размещена в реестре независимых гарантий.
06.10.2022, Заказчиком размещена информация о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
06.10.2022 документы и сведения, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков были направлены Заказчиком в Воронежское УФАС России.
Заслушав доводы Заказчика и участника закупки, проанализировав представленные материалы, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Как следует из устных и письменных пояснений Участника закупки, 04.10.2022 АО "БАНК СОЮЗ" уведомил участника об отказе и отзыве гарантии и возврате комиссии за выдачу гарантии.
Следовательно, информация о независимой гарантии банком в реестр независимых гарантий не была внесена.
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик, в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе проинформировал в письменной форме участника закупки о причине отказа в принятии независимой гарантии.
Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 14 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как установлено Комиссией Воронежского УФАС России, процедура заключения контракта по результатам электронного аукциона осуществлена в соответствии с Законом о контрактной системе.
Учитывая все обстоятельства по обращению, у заказчика имелись основания для отказа в принятии банковской гарантии, в связи с отсутствием информации о независимой гарантии в предусмотренном настоящей статьей реестре независимых гарантий.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание тот факт, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств.
Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.
Как следует из документов и информации, представленных в рамках рассмотрения обращения, Участник закупки подписал и разместил контракт, а также независимую гарантию в качестве предоставления обеспечения исполнения контракта, в установленный законом срок, при этом принятие решения банком об отзыве, выданной им ранее гарантии не зависел от действий Участника.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления полагает, что ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" имело заинтересованность в заключении контракта и не имело намерения уклониться от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия считает, что санкция в отношении ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения Участника закупки.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ, пунктом 13 Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
р е ш и л а :
Отказать в требовании о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" (ИНН 7814396925) в связи с уклонением от заключения контракта на поставку автобуса (закупка N 0131200001022010114).
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Резолютивная часть решения объявлена: 13.10.2022 года.
В полном объеме решение изготовлено: 18.10.2022 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13 октября 2022 г. N 036/06/104-1111/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022