Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела,
при участии представителя администрации городского округа город Воронеж, в отсутствие представителей ООО "Сибирский тендер" и МКУ городского округа город Воронеж "Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства",
рассмотрев жалобу ООО "Сибирский тендер" на действия МКУ городского округа город Воронеж "Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту военного комиссариата Советского и Ленинского районов города Воронежа, расположенного по ул. Южно-Моравская, 30 (номер извещения 0131300000622002350),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Сибирский тендер" (далее - Заявитель) на действия МКУ городского округа город Воронеж "Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту военного комиссариата Советского и Ленинского районов города Воронежа, расположенного по ул. Южно-Моравская, 30 (номер извещения 0131300000622002350) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): ст.8, 33, что выразилось в нижеследующем:
Заказчиком установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, при этом подтверждением соответствия такому требованию Заказчиком в Требованиях к содержанию и составу заявки (Приложение 1 к настоящей жалобе) установлена необходимость предоставления выписки из реестра членов СРО:
б) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ |
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию |
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. Указанные требования не применяются: - в случае, если размер обязательств по договору не превышает десяти миллионов рублей; - в случаях, установленных в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. |
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. |
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 55.17 Градостроительного кодекса изложена в новой редакции, из которой исключено понятие "выписка из реестра членов саморегулируемой организации", а так же исключен порядок и форма предоставления такой выписки. Указанная норма вступила в законную силу с 01.09.2022. Таким образом, установление указанного требования является нарушением законодательства о контрактной системе.
Заказчик, Организация, осуществляющая размещения с доводами, изложенными в жалобе согласны, предоставлены письменные возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.09.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 30.09.2022 N 0131300000622002350 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 16 494 512,40 руб.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение капитального ремонта.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи в извещении об осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в реализацию положений пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно, за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно также содержать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям к участникам закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Из указанного следует, что требование предоставить выписку СРО в составе заявки на участие в закупке является незаконным для всех закупок объявленных после 01.09.2022 года
Ввиду того, что извещение о проведении закупки размещено 30.09.2022 года, что установленное требование о предоставлении выписки СРО является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России при решении вопроса о выдачи предписания об устранении нарушений, считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Исходя из смысла положений Закона о контрактной системе, законодатель дает возможность восстановить нарушенные права и законные интересы заинтересованного лица, а не предоставляет возможность злоупотребления предоставленными правами.
Из материалов дела следует, что на участие в конкурсе было подано 4 заявки среди которых Заявителя нет.
При этом, самим Заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов установленным Заказчиком требованием. Заявитель не подтверждает возможность своего участия в данной закупке.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что извещение о проведении закупки размещено 30.09.2022 года, срок окончания подачи заявок 10.10.2022 года, то есть на обжалование положений извещения и описания объекта закупки было предоставлено 10 дней, в то время как жалобу Заявитель подал 10.10.2022 года в 08.04 часов в последний день и час окончания срока подачи заявок. Также Заявитель не воспользовался своим правом на обращение за разъяснениями требований извещения и приложенных документов, в том числе с целью предоставить Заказчику возможность внести изменения в закупка.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Частью 1 ст. 10 ГК РФ установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
При таких обстоятельствах, исходя из всех обстоятельств дела, сохраняя баланс интересов сторон, с учетом достигнутой экономии 14%, Комиссия Воронежского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушений Заказчику не выдавать.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Сибирский тендер" на действия МКУ городского округа город Воронеж "Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту военного комиссариата Советского и Ленинского районов города Воронежа, расположенного по ул. Южно-Моравская, 30 (номер извещения 0131300000622002350) обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ городского округа город Воронеж "Городская дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать.
4. Предать материалы дела ответственному должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения виновных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7. 30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 октября 2022 г. N 036/06/31-1153/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022