Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Министерства здравоохранения Рязанской области
...
, в присутствии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер"
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии представителя ООО "РОСИМП"
...
, в присутствии представителя ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ"
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "РОСИМП" б/н от 10.10.2022 (вх. N2263-ЭП/22 от 11.10.2022) на действия Заказчика Министерства здравоохранения Рязанской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Устройство для иммобилизации взрослого пациента), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N0859200001122011768 от 03.10.2022) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик, Министерство) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона поставку медицинского изделия (Устройство для иммобилизации взрослого пациента), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - электронный аукцион).
03 октября 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 569 548 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС):
1. В "Описание объекта закупки" не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, а именно отсутствуют измеряемые показатели:
- геометрических размеров;
- формы;
- материала;
- свойств ослабления радиотерапевтического пучка;
- свойств ослабления терапевтического пучка медицинских изделий, что не позволяет определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям, указанным в техническом задании, а также произвести осмотр имеющихся у заказчика медицинских изделий, соответствие с которыми требуется заказчику в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Закона о ФКС;
2. С учетом законодательных нововведений с 01.01.2022 обязательные для исполнения требования предписывают заказчикам, обеспечивающим государственные нужды в сфере осуществления закупок товаров для оснащения отделения радиотерапии онкологического диспансера (онкологической больницы), иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в соответствии со стандартом оснащения, приобретать наборы фиксирующих приспособлений российского и китайского производителей, отдавая предпочтения медицинским изделиям российских производителей, однако, Заказчик, демонстрирует намерение приобрести именно медицинские изделия американского производителя ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США;
3. Заказчиком установлены избыточные положения проекта государственного контракта, а именно подпункты "ж", "и" пункта 5.3 и подпункт "и" пункта 9.3., содержат требования о предоставлении Поставщиком копии сертификата или декларации соответствия, а также копии лицензии на техническое обслуживание медицинских изделий.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу NАС/11-17443 от 14.10.2022 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки и извещения о проведении электронного аукциона соответствуют законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки, а также пояснил, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В отзыве на жалобу N434 от 14.10.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что извещение о проведении электронного аукциона соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Представители Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" и ООО "ИМПЕКС ЛАЙФ" также сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, в "Описание объекта закупки" не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, а именно отсутствуют измеряемые показатели:
- геометрических размеров;
- формы;
- материала;
- свойств ослабления радиотерапевтического пучка;
- свойств ослабления терапевтического пучка медицинских изделий, что не позволяет определить соответствие закупаемых товаров, установленным заказчиком требованиям, указанным в техническом задании, а также произвести осмотр имеющихся у заказчика медицинских изделий, соответствие с которыми требуется заказчику в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Закона о ФКС
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
В силу пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику к поставке требуется устройство для иммобилизации взрослого пациента (код КТРУ 32.50.50.190-00000975 "Устройство для иммобилизации взрослого пациента"), также приведены описание товара по выбранной позиции и требуемые дополнительные характеристики с обоснованием их применения.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и ГБУ РО "ОКОД" пояснили, что при формировании описания объекта закупки Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а также пояснил, что в разделе "Описания объекта закупки" установлены значимые для Заказчика и лечебного учреждения характеристики, которые необходимы для выполнения соответствующих функций.
Представители также пояснили, что вышеуказанная закупка проводится для обеспечения полноценной работы имеющегося в эксплуатации у лечебного учреждения оборудования, в связи с чем Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены требования о совместимости с оборудованием производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку Заказчиком при описании объекта закупки применена позиция КТРУ 32.50.50.190-00000975 "Устройство для иммобилизации взрослого пациента", а также приведено описание товара по выбранной позиции и дополнительные характеристики с обоснованием их применения, что не противоречит положениям Закона о ФКС и Постановлению N145.
Комиссия антимонопольного органа также не считает состоятельной ссылку Заявителя на несоответствие описания объекта закупки пункту 5 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, поскольку описание не содержится требование о соответствии поставляемого товара именно образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт, а говорит исключительно о совместимости необходимого к поставке медицинского изделия с имеющимся у учреждения оборудованием.
2. Согласно доводу Заявителя, с учетом законодательных нововведений с 01.01.2022 обязательные для исполнения требования предписывают заказчикам, обеспечивающим государственные нужды в сфере осуществления закупок товаров для оснащения отделения радиотерапии онкологического диспансера (онкологической больницы), иной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в соответствии со стандартом оснащения, приобретать наборы фиксирующих приспособлений российского и китайского производителей, отдавая предпочтения медицинским изделиям российских производителей, однако, Заказчик, демонстрирует намерение приобрести именно медицинские изделия американского производителя ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки рассматриваемого электронного аукциона является поставка медицинского изделия (устройство для иммобилизации взрослого пациента).
Так, в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.8 "Описания объекта закупки" включена такая характеристика как "полная совместимость (по геометрическим размерам, форме, материалам, свойствам ослабления радиотерапевтического и диагностического пучков) закупаемых изделий с медицинскими изделиями, производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США установленных у заказчика для воспроизводимой укладки пациента без необходимости проведения повторной укладки пациента, сканирования и перепланирования облучения пациента в случае, если при первоначальной укладке пациента на КТ использовались оригинальные медицинские изделия производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США".
В письменных пояснениях и в ходе заседания Комиссии представители Заказчика и лечебного учреждения пояснили, что с целью повышения эффективности оказания медицинской помощи, Заказчик планирует приобрести товар для обеспечения полноценной работы имеющегося в эксплуатации у лечебного учреждения оборудования, в связи с чем Заказчиком в "Описании объекта закупки" установлены требования о совместимости с оборудованием производства ВФР/АКВАПЛАСТ КОРП., США.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчик при определении параметров и характеристик товара, руководствовался своими потребностями, которые значимы для него, необходимы для выполнения соответствующих функций и в наибольшей степени отвечают целям эффективного использования бюджетных средств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку объектом закупки является товар, которых должен быть совместим с имеющимся у учреждения оборудованием, что не противоречит положениям Закона о ФКС.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные положения проекта государственного контракта, а именно подпункты "ж", "и" пункта 5.3 и подпункт "и" пункта 9.3., содержат требования о предоставлении Поставщиком копии сертификата или декларации соответствия, а также копии лицензии на техническое обслуживание медицинских изделий.
Подпунктами ж) и и) пункта 5.3 проекта контракта предусмотрено, что при поставке Оборудования Поставщик представляет следующую документацию:
- копию сертификата или декларации соответствия, выданного уполномоченными органами (организациями), (один экземпляр для Заказчика, один экземпляр для Учреждения - грузополучателя и один экземпляр для Поставщика);
- лицензия установленного образца на право осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; или выписка из реестра лицензий установленного образца на право осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; или номер записи, внесенной в реестр лицензий о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии установленного образца на право осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники; или лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения);или выписки из реестра лицензий установленного образца на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения);или номер записи, внесенной в реестр лицензий о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии установленного образца на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Комиссией Рязанского УФАС установлено, что согласно условиям контракта поставщик обязуется обеспечить соответствие поставляемого Оборудования и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если законодательством Российской Федерации предусмотрено наличие соответствующих документов при поставке товара, Поставщик обязан передать их вместе с товаром.
Объектом закупки является поставка медицинского изделия (Устройство для иммобилизации взрослого пациента), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, в связи с чем Заказчиком в п. 5.3 проекта контракта в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено наличие необходимых документов для осуществления технического обслуживания медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России находит довод Заявителя несостоятельным, поскольку положения проекта контракта в своей совокупности не противоречат требованиям действующего законодательства.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "РОСИМП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 20 октября 2022 г. N 062/06/106-596/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022