Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующий - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.А. Узкого,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок И.И. Фурсикова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБНУ "ПИ РАО": Т.А. Ляшенко (по дов.N2 от 26.01.2022),
ООО "МАГЕНТА": С.Н. Гороховского (по дов.N1 от 10.10.2022),
ООО "ЭДУТЕХ": Р.С. Судаковой (по дов.N12 от 12.10.2022
рассмотрев жалобу ООО "МАГЕНТА" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "ПИ РАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку системы виртуальной реальности вместе с костюмом обратной связи для ФГБНУ "ПИ РАО" (Закупка N 0373100112222000007) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в направлении ООО "МАГЕНТА" доработанного проекта государственного контракта в нарушение законодательства о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.10.2022 N ЕИ/52129/22, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2022 NИЭА1 заявка ООО "МАГЕНТА" признана победителем закупочной процедуры.
Согласно п.1 ст.51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Закона о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу пп. "д" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В соответствии с требованиям Закона о контрактной системе Заказчиком 22.09.2022 размещен проект государственного контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Руководствуясь вышеуказанной нормой Заявитель 29.09.2022 года направил Заказчику протокол разногласий с указанием на необходимость изменения цены заключаемого контракта в соответствии с предложением участника закупки.
Согласно п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения протокола разногласий Заказчиком размещен проект контракта без учета протокола разногласий.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком неправомерно не учтен протокол разногласий и направлен на подписание государственный контракт с учетом снижения цены, предложенной Заявителем, на 20%, а именно, согласно протоколу подачи ценовых предложений от 19.09.2022 NЦПА1 Заявителем предложена цена контракта 1 904 442 руб., при это на этапе заключения государственного контракту Заявителю направлен на подписание контракт с ценой 1 523 553.60 руб., что не соответствует предложению Заявителя.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "а" п.1.3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н) при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Согласно п.2 приказа N126н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 приказа 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу п.1.6 приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что рассматриваемая закупочная процедура проводится в рамках национального проекта "Наука и университеты", при этом в извещении о проведении электронного аукциона от 11.09.2022 N0373100112222000007 указано на применение в рамках рассматриваемой закупки условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, на основании положений приказа N126н.
В составе заявки ООО "МАГЕНТА" представлен товар страной происхождения Китай и Великобритания, при этом в заявке ООО "ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" к поставке предложен товар со страной происхождения Республика Беларусь, что в совокупности свидетельствует о необходимости применения к победителю электронного аукциона в лице ООО "МАГЕНТА" положений пп. "а" п.1.3 приказа N126н, что и было сделано Заказчиком при направлении проекта государственного контракта, а именно снижена предлагаемая Заявителем цена на 20% до 1 523 553.60 руб.
Ввиду вышеизложенного, направленный Заказчиком на подписание
ООО "МАГЕНТА" проект государственного контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, предложению участника закупки, а также положениям извещения о проведении аукциона.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы на действия Закзчика при заключении контакта.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок участников закупки.
В силу ч.2 ст. 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона).
Вместе с этим, жалоба ООО "МАГЕНТА" подана по истечении срока обжалования действий закупочной комиссии, а именно: протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 опубликован 20.09.2022, в то время как жалоба поступила в ФАС России 07.10.2022, что составляет более 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов, связи с чем доводы жалобы в отношении неправомерных действий закупочной комиссии оставляются Комиссией Управления без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 11.09.2022 N0373100112222000007 Заказчиком использован код ОКПД2 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие" для закупаемого товара "система виртуальной реальности вместе с костюмом обратной связи". Вместе с тем код ОКПД2 входит в группу кодов ОКПД2 26.60 "Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях", которые распространяются исключительно на медицинские изделия, при этом исходя из описания объекта закупки (в том числе с учетом того обстоятельства, что участникам закупки не вменена обязанность по предоставлению в составе заявки регистрационного удостоверения выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения), а также в соответствии с пояснениями представителя Заказчика закупаемый товар "система виртуальной реальности вместе с костюмом обратной связи" медицинским изделием не является.
Кроме того, Комиссия Управления дополнительное отмечает, что установление кода ОКПД2 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие" привело к неправомерному установлению условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, согласно приказу 126н для закупаемой системы виртуальной реальности с костюмом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании закупочной документации, что в свою очередь содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МАГЕНТА" на действия ФГБНУ "ПИ РАО" необоснованной.
2. Доводы в части действий закупочной комиссии Заказчика оставить без рассмотрения в соответствии с ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.А. Узкий
И.И. Фурсиков
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 октября 2022 г. N 077/06/106-15414/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022