Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - казенного учрежения Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
победителя закупки - индивидуального предпринимателя <_> - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение, представленное казенноым учрежением Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - КУ "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Минздрава Чувашии, Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>(далее - <_>, Поставщик), зарегистрированном по адресу: <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 13.10.2022 поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе <_> в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения
эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Содержание информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиках, исполнителях), приведено в части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
07.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0815500000522006551 о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств, с начальной (максимальной) ценой 510 435,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 NИЭА1 победителем был признан участник с идентификационным номером N3 (ИП <_>), предложивший наименьшую цену контракта 467 047,94 рублей.
29.07.2022 между Заказчиком и ИП <_> заключен контракт N6551-ЭА на поставку дезинфицирующих средств (далее - Контракт).
Поставщик обязуется поставить дезинфицирующие средства (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 1.1. Контракта).
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Описании объекта закупки (приложение к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта (пункт 1.2. Контракта).
Поставка товара осуществляется с момента заключения контракта в течение 14 календарных дней, транспортом и за счет средств Поставщика, единоразово (пункт 3.1.1. Контракта).
Согласно пункту 12.2. Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства (пункт 12.3. Контракта).
Установлено, что в предусмотренный Контрактом срок обязательства Поставщиком не исполнены в полном объеме.
Неисполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить результат, предусмотренный Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком в адрес Поставщика направлены претензионные письма от 16.08.2022 и N 497 от 29.08.2022 с предложением исполнить свои обязательства должным образом согласно всем условиям контракта в определенные претензиями сроки.
31.08.2022 Поставщиком был частично поставлен Товар, документы на товар.
13.09.2022, на основании пункта 3.11 Контракта, составлено заключение приемочной комиссии по приемке поставленного товара (далее - Заключение), в котором установлено следующее:
"4.1. Признать следующий товар, поставленный "31" августа 2022 г. (с нарушением срока поставки), соответствующим условиям контракта:
Пункт Приложения 1 контракта |
Наименование товара согласно контракта |
Торговое наименование товара, производитель |
Количество, ед.изм. |
1 |
Средство дезинфицирующее |
БиаХлор, ООО "Бирюза" |
150 килограмм |
4 |
Средство дезинфицирующее |
БиаСептин, ООО "МВ-Цитрин" |
50 литр |
5 |
Средство дезинфицирующее |
Дезолер Клин, ООО Полисепт" |
18 килограмм |
4.2. Доставить непоставленный товар, указанный в п. 2 Приложения 1 контракта.
4.3. Согласно п.4.1.3. контракта Поставщик обязан заменить товар, указанный в п.6, 7, 8 Приложения 1 контракта, который не соответствует условиям контракта. на соответствующий. Вывезти с территории Заказчика несоответствующий условиям контракта товар. Согласно п.3.12. контракта Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика.
4.4. Предоставить недостающие документы на товар, указанный в п.3 Приложения 1 контракта, которые позволяют его идентифицировать на соответствие/несоответствие условиям контракта.
Вывод: Признать выявленные нарушения существенными нарушениями Поставщиком условий контракта. Настоящее заключение является основанием для мотивированного отказа от подписания документа о приемке N 438 от 30.08.2022 на сумму 261136,34 руб., направленного с использовавшем единой информационной системы".
13.09.2022 N 551 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия N 551 с предложением исполнить свои обязательства должным образом и в полном объеме согласно всем условиям контракта в срок не позднее 23.09.2022 г.
В связи с тем, что Поставщиком по состоянию на 26.09.2022 обязательства по контракту не исполнены с срок и в полном объеме, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.09.2022 N 592.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Представителем Поставщика были даны следующие пояснения.
ИП <_> планировала исполнять контракт по средствам заключенных договоров на поставку дезинфицирующих средств с ООО "Бирюза", ГК "Континент", ООО "МВ-ЦИТРИН", ООО "Полисепт", заключенные долгосрочные договора с указанными субъектами представлены в материалы дела. По состоянию на 11.08.2022 г. в адрес Поставщика была осуществлена поставка дезинфицирующего средства "Дезолвер Клин" (производитель ООО "Полисепт").
11.08.2022 г. в адрес производителей ООО "Бирюза" и ООО "МВ-ЦИТРИН" были направлены претензионные письма с требованием поставить товар. О поставке в кратчайшие сроки непосредственно в адрес Заказчика сообщил ГК "Континент".
От производителей в устной форме получены ответы, что поставка не осуществлена в срок, в виду работы в форс-мажорных обстоятельствах. ИП <_> сообщило Заказчику по средствам телефонной связи о не возможности осуществить полную поставку 12.08.2022 г. и о возможности поставить товар по двум позициям. Однако, Заказчик отказал в частичной поставке по двум позициям.
31.08.2022 г. в адрес Заказчика была осуществлена поставка товара, 13.09.2022 г. в адрес Поставщика поступило заключение и претензионное письмо, где указано, что товар по трем позициям 1,4,5 был признан соответствующим условиям Контракта, по позиции 6,7,8 не соответствовали параметры и по п.3 не предоставлены сопроводительные документы, товар по позиции 4 "БиаСептин" не поставлен.
13.09.2022 г. в адрес ГК "Континент" было направлено требование о предоставлении инструкции к товару.
Повторно 16.09.2022 г. направлена претензия в адрес производителя дезинфицирующего средства "БиаСептин" с требованием о поставке и предоставления пояснений в отношении расхождений технических характеристик. ООО "МВ-Цитрин" в письме от 26.09.2022 N 859 указывает, что не поставка средства "БиаСептин" связана со сложной обстановкой, вызванной последствиями введенных против РФ санкций, в результате чего произошло нарушение логистических цепочек, в том числе своевременность поставок сырья.
05.10.2022 г. была осуществлена поставка не до поставленного товара и документов.
06.10.2022 г. Заказчиком товар был признан соответствующим.
По техническим расхождениям от производителей на настоящее время ответы не поступили.
Заказчиком товар, признанный соответствующим по позициям 1,2,3,4,5 не принят и не оплачен.
ИП <_> от исполнения договора не уклонялось и добросовестно с учетом сложившихся обстоятельств пыталось исполнить обязательства по поставке, со своей стороны.
ИП <_> предприняла все возможные действия по добросовестному исполнению обязательств по заключенному договору, и со своей стороны считает, что Заказчиком нарушены права Поставщика, не обоснованно не принимается соответствующий товар.
В Управление Чувашского УФАС России ИП <_> представлены следующие документы:
- договор с ООО "Бирюза" от 01.01.2022 о поставке дезинфицирующих средств сроком на 12 месяцев;
- договор с ООО "МВ-ЦИТРИН" от 10.01.2022 о поставке дезинфицирующих средств сроком на 12 месяцев;
- претензионные письма производителям (N 43/1 от 11.08.2022, N 43/2 о т 11.08.2022, N 43/3 от 13.09.2022, Nб/н от 16.09.2022);
- ответ на претензию ООО "МВ-ЦИТРИН" от 26.09.2022 N859 на претензию Nб/н от 16.09.2022;
- письмо-заявка производителю ООО NБирюза" от 29.07.2022;
- письмо-заявка на поставку товара в адрес ООО "МВ-ЦИТРИН" от 29.07.2022.
Подтверждением добросовестного поведения ИП <_> служат ранее исполненные государственные и муниципальные контракты.
Комиссия Чувашского УФАС России также ознакомилась с заключением приемочной комиссии по приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по контракту N 6551-ЭА от 29.07.2022 от 06.10.2022 г.
Согласно данному заключению по состоянию на 06.10.2022 Поставщик не заменил товар, указанный в п.6, 7, 8 Приложения 1 контракта, который не соответствует условиям контракта, на соответствующий, не вывез с территории Заказчика несоответствующий условиям контракта товар.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Поставщика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком - КУ "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Минздрава Чувашии, о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об индивидуальном предпринимателе ИП <_>, зарегистрированном по адресу: <_>, не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 20 октября 2022 г. N 021/10/104-933/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022