Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей заказчика - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю", индивидуального предпринимателя Бояршинова Алексея Евгеньевича (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/632 по обращению заказчика - федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее также - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Бояршинове Алексее Евгеньевиче (ИНН 594701433265) по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году (Извещение от 09.04.2021 N 0822100000621000079),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Бояршинове Алексее Евгеньевиче (ИНН 594701433265) (далее также - ИП Бояршинов А.Е.) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 11.05.2021 N 08221000006210000790001 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году, (регистрационный номер 1272211494921000157), заключенного по результатам электронного аукциона N 0822100000621000079.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" проведен электронный аукцион на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году.
Извещение N 0822100000621000079 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) - 09.04.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 952 828,90 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 26.04.2021 09:00 (МСК+7).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0822100000621000079 от 27.04.2021 победителем электронных торгов признан участник закупки - ИП Бояршинов А.Е. (заявка N 72), предложивший наименьшую цену контракта - 3 933 064,76 рублей.
11.05.2021 между заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" и ИП Бояршинов А.Е. (далее также - Исполнитель) заключен контракт N 08221000006210000790001 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году (реестровый номер 1272211494921000157) с ценой контракта 3 933 064,76 рублей (п. 2.1 контракта).
В соответствии в п. 1.1 контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году (далее - услуги), отвечающие требованиям Технического задания (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять их результат и оплатить оказанные услуги в установленном Контрактом порядке.
Место оказания услуг: в соответствии с Перечнем площадей помещений и прилегающих территорий (Приложение N 1 к настоящему Контракту) (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 1.3 контракта срок оказания услуг установлен: с 01.12.2022 по 30.11.2023.
Обязанности Исполнителя установлено в п. 4.3 контракта.
В соответствии с п. 4.3.2 контракта Исполнитель обязан в течение одного дня с момента заключения Контракта предоставить Заказчику список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номер паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, для организации их пропуска на территорию Заказчика к месту оказания услуг. Все работники Исполнителя по предоставленному списку должны иметь гражданство Российской Федерации. Допуск персонала для оказания услуг осуществляется по результатам проверки ОРЧ СБ УМВД России по Хабаровскому краю.
В соответствии с п. 4.3.6 контракта Исполнитель обязан предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по Контракту.
Контракт вступает в силу с 01.12.2022 и действует до 31.12.2023. С истечением срока действия Контракта обязательства Сторон прекращаются (за исключением обязательств оплаты оказанных услуг, оплаты штрафов, неустойки, возмещения убытков возникших в период действия Контракта) (п. 6.1 контракта).
Согласно п. 6.3 контракта настоящий Контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 6.4 контракта Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем внесудебном порядке в следующих случаях:
6.4.1. При существенном нарушении условий Контракта Заказчиком:
6.4.1.1. Оказание услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
6.4.1.2. Неоднократного нарушения сроков оказания услуг.
6.4.2. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Материалами дела установлено следующее.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.3 контракта Исполнитель обязался оказать услуги по уборке помещений и прилегающей территории заказчика в срок с 01.12.2022 по 30.11.2023.
Согласно п. 4.3.2 контракта Исполнитель обязан в течение одного дня с момента заключения Контракта предоставить Заказчику список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номера паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, для организации их пропуска на территорию Заказчика к месту оказания услуг.
В связи с тем, что в соответствии с п. 4.3.2 контракта в установленный контрактом срок Исполнителем не предоставлен список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номера паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, заказчиком 19.01.2022 в адрес Исполнителя направлен запрос исх. N 36/6-225 предоставить список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номер паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, для организации их пропуска на территорию Заказчика к месту оказания услуг.
18.02.2022 исх. N 36/6-785 в адрес Исполнителя направлена претензия о нарушении условий контракта и о взыскании штрафа.
Требования претензии не исполнены, списки персонала не предоставлены.
В связи с тем, что по состоянию на 22.09.2022 в соответствии с п. 4.3.2 контракта Исполнителем не предоставлен список персонала с указанием ФИО, года рождения, серии, номера паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя, в установленный контрактом срок, требования претензий, направленных в адрес Исполнителя не исполнены, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 22.09.2022 решения расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.09.2022 размещено заказчиком в ЕИС 22.09.2022.
Контракт расторгнут с 03.10.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/632, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФN 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 22.09.2022.
03.10.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пояснениям ИП Бояршинов А.Е. на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком срок оказания услуг по Контракту не наступил. Исполнителем не предоставлены списки персонала по причине того, что в штате ИП Бояршинов А.Е. отсутствуют постоянные штатные единицы персонала. Договоры гражданско-правового характера на оказание услуг по уборке в рамках исполнения, в том числе государственного контракта от 11.05.2021 N 08221000006210000790001 заключаются незадолго до начала исполнения обязательств по контракту. В связи с тем, что объекты Заказчика являются режимными объектами, для оформления пропусков персонала необходимо предоставлять следующие персональные данные: ФИО, год рождения, серию, номер паспорта, даты и места выдачи, адреса прописки (регистрации) и адреса фактического проживания, заверенный печатью Исполнителя. В случае отсутствия заключенного договора на оказание услуг с физическими лицами передача таких данных без согласия физического лица является невозможной. Кроме того, от момента заключения контракта до начала оказания услуг должно пройти 18 месяцев. За данный срок список персонала Исполнителя может измениться.
Также, как следует из пояснений ИП Бояршинов А.Е., заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, не предусмотренным Контрактом и законодательством РФ, а именно: на момент принятия решения об отказе от исполнения Контракта со стороны Исполнителя отсутствовало существенное нарушение условий Контракта (нарушение сроков оказания услуг, оказание услуг, не соответствующих условиям Контракта по качеству или количеству).
Вместе с тем, Комиссией Хабаровского УФАС России нарушений со стороны заказчика в части расторжения контракта не установлено.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, предметом контракта является оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории в 2023 году. В соответствии с п. 6.1 контракта Контракт вступает в силу с 01.12.2022 и действует до 31.12.2023.
В силу п. 2. ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе от исполнения Контракта со стороны Исполнителя отсутствовало существенное нарушение условий Контракта (нарушение сроков оказания услуг, оказание услуг, не соответствующих условиям Контракта).
Согласно п. 2 ст. 310, п. 4 ст. 450 ГК РФ одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Сторона, которой предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, а именно: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Исполнителем условий контракта.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отказе во включении сведений, представленных заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" об ИП Бояршинов А.Е. (ИНН ИНН 594701433265) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Хабаровскому краю" об ИП Бояршинов А.Е. (ИНН ИНН 594701433265), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 октября 2022 г. N РНП-503
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022