Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- заявителя - ООО "Новотон", заказчика - КГБУЗ "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ru - представитель не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
в присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа - Н.В. Немиро по доверенности от 06.04.2022 N3,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новотон" (далее - ООО "Новотон", заявитель) и материалы дела N027/06/106-1125/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Новотон" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy (извещение N 0122200002522006120 от 30.09.2022).
По мнению заявителя, в описании объекта закупки N0122200002522006120 на "оказание услуг по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy" стоимость запасных частей необходимых к поставке значительно превосходит стоимость услуг по ремонту и монтажу, то есть фактически объектом закупки является не оказание услуг по ремонту, а поставка запасных частей с последующей их установкой. При этом заказчиком установлены дополнительные требования и наличии у участника закупки лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), в то время как, возможность привлечения субподрядчиков с указанными выше лицензиями при исполнении контракта не предусматривается.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0122200002522006120 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 30.09.2022.
Объект закупки: оказание услуг по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 792 359, 44 рублей.
Дата начала подачи заявок: 30.09.2022.
Дата окончания срока подачи заявок: 10.10.2022 08:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002522006120 от 10.10.2022 подана одна заявка N112729943, признанная соответствующей требованиям аукциона.
В ходе проведения внеплановой проверки Уполномоченным органом представлен мотивированный отзыв от 12.10.2022 N06-10/715, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1387/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 3 Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
Согласно п. 59 приложения N 7 Норм радиационной безопасности, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09" под устройством (источником), генерирующим ионизирующее излучение понимается электрофизическое устройство (рентгеновский аппарат, ускоритель, генератор и т.д.), в котором ионизирующее излучение возникает за счет изменения скорости заряженных частиц, их аннигиляции или ядерных реакций.
Соглано п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон о радиационной безопасности) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
В силу п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
Лицензируемая деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) согласно Положению о лицензировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 N 45, включает в себя, в том числе выполнение таких работ (услуг) как техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
На основании вышеизложенного, в извещении установлено требование согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе к участнику закупки, о предоставлении копий таких документов, как:
- лицензия на производство и техническое обслуживание медицинской техники ИЛИ выписка из реестра лицензий, предусмотренная Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники: ремонт медицинской техники или техническое обслуживание группы "радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии)" класса 2б потенциального риска применения ИЛИ лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий ИЛИ выписка из реестра лицензий, предусмотренная Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий: техническое обслуживание группы "радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии)" класса 2б потенциального риска применения.
- лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) ИЛИ Выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Виды выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Как следует из раздела III "Техническая часть" извещения, объектом закупки является услуг по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy.
Согласно п. 4.9.1 Приложения N 2 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н активные медицинские изделия, которые предназначены для передачи энергии или энергообмена, относятся к классу 2а. Однако если передача энергии человеческому организму или обмен энергией с ним представляет потенциальную опасность по причине характерных особенностей медицинских изделий с учетом воздействия на части тела, к которым прикладывают энергию (в том числе активных медицинских изделий, предназначенных для создания ионизирующего излучения, лучевой терапии), то они относятся к классу 2б.
Пунктом 1.1 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, предусмотрено, что исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги: Услуги по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy (33.13.12.000) (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Таким образом, установленное заказчиком требование о необходимости для участия в аукционе в электронной форме лицензии на использование источников ионизирующего излучения является правомерным и необходимо в связи с тем, что к их обслуживанию предъявляются специальные требования, отличные от общих требований, установленных для обслуживания иных видов медицинской техники, соблюдение которых необходимо для обеспечения радиационной безопасности, услуги по ремонту необходимы в соответствии с описанием объекта закупки, является источником ионизирующего излучения.
В этой связи, поскольку замена ионного насоса, прокладки медной ионного насоса, катода в сборе с колбой, платы управления тиратрона, предусмотренные в Перечне запасных частей, используемых для оказания услуг раздела "Техническая часть", включает в себя поставку, установку и проверку работоспособности медицинского изделия в составе медицинской техники, и не связана с использованием данного источника ионизирующего излучения медицинским учреждением непосредственно в процессе медицинской деятельности, индивидуальный предприниматель или организация, совершающие такие действия, обязаны иметь специальную лицензию на использование источников ионизирующего излучения.
При этом довод Заявителя о возможности привлечения субподрядчика и возможности выполнения отдельных видов работ при условии предоставления необходимых документов, указанных в техническом задании, подтверждающих соответствие субподрядчика требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лица, осуществляющим поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету аукциона, для осуществления которых необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу требования с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если объект закупки является видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, для участия в закупке участник обязан обладать лицензией на осуществление соответствующего вида деятельности.
Следовательно, требования, установленные ст. 31 Закона о контрактной системе, относятся только к участнику закупки. При этом в аукционной документации отсутствует требование о предоставлении участником закупки лицензии иных хозяйствующих субъектов, состоящих в договорных и иных отношениях с участником закупки, а также об обязанности заключать соответствующие договора.
Источник ионизирующего излучения представляет собой самостоятельный, особый источник энергии, не квалифицированное обращение с которым может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, тем более при последующей эксплуатации такого источника в медицинском учреждении.
Сама цель лицензирования отдельных видов деятельности заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
При работе с ионизирующим оборудованием именно исполнитель должен обеспечить экологическую и радиационную безопасность с целью недопущения потенциально возможного нанесения вреда окружающей среде, персоналу и населению, включая мероприятия по сбору, хранению, утилизации и переработке представляющих опасность запасных частей и расходных материалов, образовывающихся в ходе технического обслуживания такого медицинского изделия.
Таким образом, в извещении правомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Исходя из изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фармаком" на действия заказчика - ООО "Новотон" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту системы радиотерапевтической медицинской Elekta Synergy (извещение N 0122200002522006120 от 30.09.2022) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 октября 2022 г. N 7-1/265
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022