Резолютивная часть решения оглашена 12 октября 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2022 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание - начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России Юркиной Н.Ю.- заместитель председателя Комиссии,
Членов комиссии:
заместителя руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России Агапов А.Н.,
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - Тимофеевой Д.И.,
при участии представителя от Заказчика - Сухинского В.В. (доверенность б/н от 07.10.2022 года),
в отсутствии представителя Заявителя, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "А1" на положение извещения о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для объекта: "Строительство средней общеобразовательной школы на 825 мест по адресу: Псковская область, г.Псков, ул.Юбилейная" (номер извещения: 0157300025222000293) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28.09.2022 уполномоченным органом по заданию Заказчика объявлен электронный аукцион на поставку оборудования для объекта: "Строительство средней общеобразовательной школы на 825 мест по адресу: Псковская область, г.Псков, ул.Юбилейная" (номер извещения: 0157300025222000293).
Извещение N0157300025222000293 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28.09.2022 18:19.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 987 581,24 рубль.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06.10.2022 09:00.
Оператор электронной площадки: ООО "РТС-Тендер".
05.10.2022 года (вх.N126/22) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 12.10.2022 года в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного в 11.30, в связи с необходимостью получения от Заказчика дополнительной информации.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N126/22 от 05.10.2022 г.).
1.Заказчиком в извещении указан КБК, который указывает на федеральный источник, в связи с чем коэффициент 15% выбран неверно.
2. Заказчиком не установлен срок, на который предоставляется гарантия качества товара.
3. Размер обеспечения гарантийных обязательств в извещении и в проекте контракта (пункт 8.2) различный.
4. Заказчик неправомерно объединил в один лот закупку по коду ОКПД 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" и позицию 17 "Стол для занятий роботехникой с комплектом полей", поскольку стол это мебель и относится к коду ОКПД 31.09.
5. Позиции 1-9 и 11соответсвуют единственному производителю, при этом позиция 7 имеет два противоречивых параметра, а позиция 12 включает в себя сразу несколько наборов, отличающихся друг от друга назначением и принципом, не походящим под общее наименование комплекта.
Представитель Заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх.б/н от 10.10.2022 года, в материалах дела):
1. В извещении отсутствует КБК с подразделом/целевой статьей расходов указанной в жалобе.
2. Гарантийный срок определен в разделе V проекта контракта.
3. Размер обеспечения гарантийных обязательств определен верно в извещении о проведении электронного аукциона.
Письменных объяснений по доводу 4-5 от Заказчика, уполномоченного органа не поступало.
После объявленного перерыва представитель Заказчика направил пояснения о том, что стол не является обычным мебельным, а является мобильным передвижным рекомендованным для работы с роботами. При этом, сообщил, что описание объекта закупки выполнено согласно законодательству.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0157300025222000293:
Начальная (максимальная) цена контракта |
9987581.24 Российский рубль |
Информация о сроках исполнения контракта и источниках финансирования | |
Дата начала исполнения контракта |
21.10.2022 |
Дата окончания исполнения контракта |
30.12.2022 |
Закупка за счет бюджетных средств |
Да |
Наименование бюджета |
Бюджет города Пскова |
Вид бюджета |
Местный бюджет |
Код территории муниципального образования |
58701000: Муниципальные образования Псковской области / Городские округа Псковской области / город Псков |
Пунктом 2.5. контракта установлено, что источник финансирования контракта - бюджет города Пскова на 2022 год оплата за счет средств, предусмотренных в рамках регионального проекта "Современная школа", подпрограммы "Развитие муниципальной системы образования города Пскова", муниципальной программы "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики".
Таким образом, довод Заявителя об указании КБК с подразделом/целевой статьей расходов (ЦСР) - 02102L5766, что указывает на федеральный источник не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0157300025222000293:
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги | |
Требуется гарантия качества товара, работы, услуги |
Да |
Информация о требованиях к гарантийному обслуживанию товара |
п. 4.4.2., раздел V контракта |
Требования к гарантии производителя товара |
раздел V контракта |
Срок, на который предоставляется гарантия |
п. 5.4. контракта |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пункт 5.4. контракта содержит, что требования к гарантии качества товара, к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара указаны в спецификации.
При этом, пункт 5.6. контракта указывает, что гарантийный срок на поставленный товар составляет не менее срока установленного заводом-изготовителем со дня подписания акта приема-передачи товара уполномоченными представителями Сторон. В течение гарантийного срока Поставщик обязуется за свой счет устранять выявленные неисправности, производственные дефекты и иные обнаруженные недостатки, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения соответствующего акта от Заказчика, который составляется Заказчиком, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня их обнаружения. Срок устранения недостатков может изменяться по соглашению Сторон. Гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков.
На основании вышеизложенного, гарантийный срок установлен Заказчиком в пункте 5.6, в связи с чем необходимо внесение изменений в извещении о проведении электронного аукциона.
3. На основании пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 такого закона).
В соответствии с ч. 2.2 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 5 ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0157300025222000293 размер обеспечения гарантийных обязательств: 99 875,81 рублей.
При этом, пунктом 8.2. проекта контракта установлен размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 180751,44(сто восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят один) руб. 24 коп. (1 % от начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из вышеизложенного положение извещения противоречат проекту контракта, что требует соответствующие изменения в проект контракта.
Комиссией установлено, что извещение и приложения к нему содержат противоречивую информацию в части размера обеспечения гарантийных обязательств, а также гарантийного срока, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе. Доводы 2-3 жалобы являются обоснованными.
4. Довод Заявителя о необходимости выделения в отдельный предмет закупки позиции N17 "Стол для занятий роботехникой с комплектом полей" по мнению Комиссии является необоснованным, поскольку функциональное назначение данного товара напрямую связано с предметом контракта и технические характеристики данного стола нельзя соотнести с характеристиками мебели, указанной в ОКПД 31.09.
5. В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что представителем Заказчика, ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии, не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать, в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А1" частично обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и внесения изменений, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание: |
Н.Ю. Юркина |
Члены комиссии: |
А.Н. Агапов |
|
Д.И. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 октября 2022 г. N 060/06/33-410/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022