Резолютивная часть решения оглашена "19" октября 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "21" октября 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинская средняя общеобразовательная школа (далее - Заказчик) - <_>,
в отсутствие представителя акционерного общества "Центр организации капитального ремонта" (далее - АО "ЦОКР", Подрядчик), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510 на выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы по адресу: Тамбовская область, Моршанский р-н, с. Устье, ул. Рабочая д. 175А, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинская средняя общеобразовательная школа (вх. от 12.10.2022 N 2218/22) о направлении сведений об акционерном обществе "Центр организации капитального ремонта" (150049, г. Ярославль, ул. Лисицына, д. 7, оф.2, ИНН 7604303628) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 30.09.2022 от исполнения контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510 на выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы по адресу: Тамбовская область, Моршанский р-н, с. Устье, ул. Рабочая д. 175А" в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обстоятельства неисполнения АО "ЦОКР" заключенного контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510 и обоснования причин расторжения контракта, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта Заказчик 13.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Представитель АО "ЦОКР" не явился на заседание, письменные пояснения по рассматриваемой ситуации и доказательства не возможности исполнения контракта АО "ЦОКР" не представлены.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510 на выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы по адресу: Тамбовская область, Моршанский р-н, с. Устье, ул. Рабочая д. 175А", заключенного с АО "ЦОКР", рассмотрев материалы Заказчика, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022000510 между Заказчиком и Подрядчиком 08.04.2022 был заключен контракт на выполнение подрядных работ по объекту "Капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы по адресу: Тамбовская область, Моршанский р-н, с. Устье, ул. Рабочая д. 175А", сумму 1 522 466,45 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить подрядные работы по объекту "Капитальный ремонт здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинской средней общеобразовательной школы по адресу: Тамбовская область, Моршанский р-н, с. Устье, ул. Рабочая д. 175А" (далее - Объект) в соответствии с Проектной документацией, которая является приложением N 1 к Контракту и его неотъемлемой частью, а также иными условиями настоящего Контракта, и передать Объект Заказчику на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно пункту 4.2 контракта: "Сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта до 01 августа 2023 года.
Срок начала выполнения подрядных Работ по Объекту, срок окончания выполнения подрядных Работ по Объекту (конечный срок), промежуточные сроки выполнения отдельных видов и этапов строительно-монтажных работ и иных предусмотренных Контрактом работ определены Графиком выполнения строительно-монтажных работ по Объекту (Приложение N 3 к Контракту).
Заказчик сообщил, что согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 3 к контракту) начало работ по контракту установлено с момента заключения контракта по 01.08.2023. В 2022 году работы должны быть окончены 08.08.2022. По состоянию на 25.08.2022 Подрядчик не приступил к выполнению работ по контракту, о чем Заказчик уведомил Подрядчика письмом от 25.08.2022 N 604 и просил организовать работу по скорейшему выполнению подрядных работ по контракту. Однако ответ на данное письмо от Подрядчика к Заказчику не поступил, к работам по контракту Подрядчик не приступил.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта: "Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
Согласно п. 5.2.1 контракта: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, а также в случае:
если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится невозможным;
если Подрядчик в установленный Заказчиком срок не устранил недостатки, обнаруженные при приемке работ (отдельного этапа работ);
неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком по Контракт".
В силу ч. 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
13.09.2022 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510, заключенного с АО "ЦОКР".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.09.2022 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок во вкладке "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В дальнейшем, согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе 30.09.2022 было повторно размещено Заказчиком, которое было получено Подрядчиком 30.09.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта действий со стороны АО "ЦОКР" по исполнению своих обязательств по контракту предпринято не было, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510 вступило в законную силу 11.10.2022.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
АО "ЦОКР" не обеспечило участие своего представителя на заседании по рассмотрению обращения Заказчика, информацию и документы, опровергающие доводы Заказчика, не представило.
Данная закупка имеет важное значение для Заказчика и неисполнение АО "ЦОКР" обязательств по контракту влияет на деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Устьинская средняя общеобразовательная школа.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях АО "ЦОКР" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 08.04.2022 N 0164200003022000510.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Устьинская средняя общеобразовательная школа в отношении акционерного общества "Центр организации капитального ремонта" (150049, г. Ярославль, ул. Лисицына, д. 7, оф.2, ИНН 7604303628), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора Пылаева Александра Александровича (ИНН 772907165844) включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении акционерного общества "Центр организации капитального ремонта" и его генерального директора Пылаева Александра Александровича в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении акционерного общества "Центр организации капитального ремонта" и его генерального директора Пылаева Александра Александровича из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
|
|
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 октября 2022 г. N 068/10/104-586/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022