Резолютивная часть решения объявлена 12.10.2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 17.10.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Администрация муниципального района "Качугский район" (далее - Заказчик); представителей Индивидуального предпринимателя Петоян Артура Павлушовича (далее - ИП Петоян А.П., участник закупки);
рассмотрев обращение заказчика о
включении информации в отношении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведении запроса котировок в электронной форме "Устройство выгребной ямы по адресу: Иркутская область, р-н Качугский, с. Манзурка, ул. 40 лет Победы, д. 7, кв. 1", извещение N0134300009622000154, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 октября 2022 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ИП Петоян А.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
В своем обращении заказчик указывает, что участник закупки, являясь победителем запроса котировок, уклонился от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.
ИП Петоян А.П. представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок, запрашиваемые в уведомлении N 038/1159/22 от 06 октября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267
"О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению
сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что 22 сентября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0134300009622000154 о проведении запроса котировок в электронной форме "Устройство выгребной ямы по адресу: Иркутская область, р-н Качугский, с. Манзурка, ул. 40 лет Победы, д. 7, кв. 1", (далее - извещение о запросе котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 101 911 руб. 20 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2022 NИЗК1 победителем признан ИП Петоян А.П.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Установлено, что 29 сентября 2022 года заказчиком в адрес ИП Петоян А.П. был направлен проект контракта.
Таким образом, с учетом положения части 6 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ, ИП Петоян А.П. необходимо было подписать представленный проект контракта до 30 сентября 2022 года включительно.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки участник закупки проект контракта не подписал.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ИП Петоян А.П. является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
03 октября 2022 года заказчиком в единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.10.2022 NППУ20_1.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, ИП Петоян А.П., принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий, в случае не подписания контракта или не предоставления необходимых документов.
Из пояснений ИП Петоян А.П. следует, что, по его мнению, с учетом требований закона крайним днем подписания контракта должно быть 03 октября 2022 г. Однако, Заказчик направил проект контракта 29 сентября 2022 года и соответственно отчет срока подписания контракта начался ранее, в этот день по причине отсутствия ответственного (за подписание) должностного лица на месте (нахождение в командировке по области), ИП Петоян А.П. не смог подписать контракт, поскольку полагал, что контракт должен быть подписан 03 октября 2022 года.
Изучив представленные документы, Комиссия не находит оснований для включения информации об ИП Петоян А.П. в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Кроме того, комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ИП Петоян А.П. как лица, участвующего в закупках, в том числе изучены договоры, по которым ИП Петоян А.П. являясь стороной договора, должным образом исполняло свои обязательства. Указанные договоры свидетельствуют о добросовестности участника закупки, как лица, исполняющего обязательства по договорам.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Петоян Артура Павлушовича (ИНН:383000019937, 664074, Иркутская область, город Иркутск, ул. Ломоносова, д. 74-29), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022