Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.10.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
Члены Комиссии: "..."; "...";
в отсутствие представителя ОГКУ СО "Социально-Реабилитационный центр для несовершеннолетних Нижнеудинского района" (далее - заказчик)
в присутствии представителя ООО "Защитные материалы" (далее - общество, заявитель, участник закупки) "..." (доверенность "..."); присутствии представителя ООО "Навигатор-Т" (далее - победитель электронного аукциона) "..." (доверенность "...");
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в Электронном аукционе на "Поставка перчаток" извещение N 0334200037522000002 в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия
(бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе.
Заказчиком, победителем электронного аукциона представлены письменные пояснения по существу изложенных в жалобе доводов.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 26 сентября 2022 года. в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300059022000047 на "Поставка перчаток" (далее - электронный аукцион).
Датой окончания подачи заявок является 03 октября 2022 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 396 446 рублей 40 копеек.
По окончанию сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе, было подано 2 заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2022 NИЭА1 заявка ООО "Навигатор-Т" (идентификационный номер заявки - 112708881) признана соответствующей требованиям извещения и такой участник признан победителем электронного аукциона.
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен, поскольку полагает, что заявка победителя электронного аукциона должна была быть отклонена в связи с несоответствием поставляемого товара техническим характеристикам, указанных в извещении.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы жалобы, возражения заказчика, победителя электронного аукциона, а также иные материалы дела, связанные с проведением электронного аукциона приходит к следующим выводам
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о закупке, перечисленную в вышеуказанной статье.
Требованиями к содержанию, составу заявки, являющихся приложением к извещению установлено что Участник закупки представляет в любой удобной форме, информацию о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующих значениям, установленным в приложении к извещению о проведении закупки. При этом в качестве формы за основу может быть взято "Описание объекта закупки" или необходимая таблица в нем содержащаяся.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых (поставляемых) товаров.
При описании заказчиком закупаемых/поставляемых товаров применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Указанные участниками значения показателей, соответствующие требованиям документации, не должны противоречить положениям, предусмотренным техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в случае установления в документации требования о соответствии объекта закупки указанным нормативным документам.
Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В части 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ указывается следующее: заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Как указывается заявителем жалобы, им был подан запрос о разъяснении положений извещения и о внесении изменений в такое извещение.
Заказчиком, в ответ на вышеуказанный запрос размещено извещение о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме, в связи с чем заявителем жалобы была сформирована заявка с учетом изменений, указанных в таком извещении.
Однако, как поясняет победитель электронного аукциона, срок подачи заявок Заказчиком не продлевался и изменения непосредственно в извещение об осуществлении закупки не вносились, в связи с чем, при подаче предложения ООО "Навигатор-Т" руководствовался требованиями, установленными в Приложение N 2 к Контракту (Техническое задание) извещения о проведении электронного аукциона (приложение 4).
Комиссией Иркутского УФАС России проанализированы заявки двух участников и установлено, что такие заявки имеют разные показатели в части технических характеристик поставляемого товара, однако признанны соответствующими аукционной комиссией, из чего следует вывод о двойственном характере предъявляемых требований к участникам закупки, что, в свою очередь, вводит в заблуждение как аукционную комиссию заказчика, при принятии решения о соответствии или несоответствии заявки участников закупки, так и последних при подаче и составлении ими таких заявок, в связи с чем довод о неправомерном признании заявки победителя электронного аукциона соответствующей требованиям извещения необоснован.
Кроме того, в рамках проведенной внеплановой проверки, комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ.
Во исполнение статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 617).
В силу пункта 1 ПП РФ N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 2 ПП РФ N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Как следует из положения извещения, заказчиком закупается товар соответствующий коду ОКПД2 32.99.11.111, в связи с чем им был установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Однако, в перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденном Постановлением N 616 отсутствует позиция с вышеуказанным кодом ОКПД2.
Кроме того, Приобретаемые заказчиком самоспасатели фильтрующие (газодымозащитные комплекты) относятся к коду ОКПД2 32.99.11.199, в связи с чем заказчик обязан установить ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Постановлением N 617, на что указывается в запросах на разъяснение документации от 27 сентября 2022 года и 29 сентября 2022 года.
Как следует из ответов заказчика на вышеуказанные запросы, заказчик согласился с вышеуказанными доводами и указано на то, что им будут внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона, однако таких изменений непосредственно в само извещение внесено не было.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ, выраженные в составлении документации с нарушением законодательства, влекущие за собой введение в заблуждение участников закупки и аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
В действиях заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Защитные материалы" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 15 части 1 статьи 42, пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
6. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 октября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022