Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница" (вх. N 9828-ЭП/22 от 13.10.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лялякине Алексее Александровиче исполнителе по контракту N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. на поставку расходных материалов для процессора магнитных частиц KingFisher (извещение N 0362200025822000103) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14 часов 00 минут при участии представителей:
- заинтересованного лица ИП Лялякина Алексея Александровича - *
- в отсутствие представителей заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница" (вх. N 9828-ЭП/22 от 13.10.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лялякине Алексее Александровиче исполнителе по контракту N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. на поставку расходных материалов для процессора магнитных частиц KingFisher (извещение N 0362200025822000103).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заинтересованного лица, проанализировав предоставленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.03.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362200025822000103 на поставку расходных материалов для процессора магнитных частиц KingFisher.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 999 900.00 рублей.
Контракт N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. на поставку расходных материалов для процессора магнитных частиц KingFisher был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 28.03.2022 г.
В соответствии с п. 1.1 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. Поставщик обязуется поставить, а Заказчик принять и оплатить расходные материалы для процессора магнитных частиц KingFisher (далее - товар), наименование, комплектность, характеристики и количество которого определяются Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту, далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Товар должен быть пригоден для целей, указанных в Контракте, а также для целей, для которых товары такого рода обычно используются (п. 1.2 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г.).
В силу п. 1.4 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. остаточный срок годности товара на момент поставки составляет не менее 6 месяцев. Товар в течение остаточного срока годности должен сохранять свои потребительские свойства и быть пригодным для использования.
Заказчик вправе требовать от Поставщика предоставления надлежаще оформленных документов, подтверждающих исполнение принятых им обязательств (п. 3.4.2 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г.).
На основании п. 4.1 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. Поставка товара осуществляется с момента заключения Контракта по 30.11.2022 года включительно по предварительным заявкам ответственного лица Заказчика.
Заявка направляется Поставщику по форме Приложения N 2 к Контракту не позднее, чем за 7 рабочих дней до предполагаемой поставки партии товара. Заявка направляется с обязательным использованием электронной почты, а также может быть продублирована с помощью факсимильных средств связи, почтовых и курьерских служб. В заявке должно быть указано требуемое количество товара (п. 4.1.1 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г.).
В случае если после направления Заказчиком заявки не менее двух раз на один и тот же товар данный товар Поставщиком не поставляется без предоставления документов, подтверждающих невозможность поставки товара в силу объективных обстоятельств, Заказчик вправе инициировать односторонний отказ от исполнения обязательств по Контракту (п. 4.1.2 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г.).
Исходя из требований п. 5.1 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г., приемка поставленного Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе части 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе, в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя:
- внешний осмотр на предмет целостности упаковки (тары) на наличие внешних повреждений, а также внешний осмотр товара;
- проверку товара по количеству путем пересчета единиц товара и сопоставления полученного количества с количеством товара, указанного в Спецификации. Количество поступившего товара при его приемке определяется в тех же единицах измерения, которые указаны в Спецификации. Товар должен быть поставлен полностью в количестве, указанном в заявке Заказчика. Если Поставщик поставил меньшее количество товара, чем определено в заявке Заказчика, Заказчик вправе потребовать поставить недостающее количество товара и (или) принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если поставка недостающего количества товара потребует больших временных затрат, в связи с чем Заказчик утрачивает интерес к Контракту.
- проверку соответствия наименования, ассортимента поставленного товара, указанного в Спецификации, с фактическим наименованием, ассортиментом товара, содержащимся в сопроводительных документах;
- проверку наличия товаросопроводительных документов.
Согласно представленным со стороны заказчика письменным пояснениям по обстоятельствам дела, в адрес Поставщика неоднократно направлялись заявки с указанием на необходимость поставки товара, являющегося предметом заключенного между сторонами контракта. Фактически товар поставлен заказчику - 27.07.2022 г.
Однако в ходе визуального осмотра представителями заказчика было установлено отсутствие документов, подтверждающих соответствие товара требованиям п. 1.4 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г., т.е. подтверждающих соответствие требованиям об остаточном сроке годности товара. По результатам проверки составлен акт осмотра поставленного товара от 12.10.2022 г.
На момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения условий контракта, согласно информации, размещенной в единой информационной системе, отгрузка товара, соответствующего требованиям закупочной документации, не произведена, штраф начисленный за ненадлежащее и несвоевременное исполнение обязательств, индивидуальным предпринимателем не оплачен.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно п. 10.1 контракта N 0362200025822000103 от 28.03.2022 г. расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 22.09.2022 г.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 27.09.2022 г.
Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается 27.09.2022 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10.10.2022 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На рассмотрение заявления представитель ИП Лялякина Алексея Александровича пояснил, что Поставщиком заблаговременно был закуплен необходимый для поставки товар: 07.07.2022 г. медицинские изделия поступили на склад индивидуального предпринимателя.
Относительно задержки в поставке указанного товара представитель заинтересованного лица пояснил, что причиной послужила логистическая задержка товара на российско-китайской границе, что подтверждается информационным письмом ООО "ТРАСКО".
Кроме того, представитель заинтересованного лица пояснил, что дата производства и срок годности товара были указаны на упаковки медицинского изделия, на что указывал контрагент ИП Лялякина Алексея Александровича - ИП Никитина Лариса Владимировна при поставке изделия, на добросовестность которого полагалось заинтересованное лицо.
При этом, Комиссией установлено, что п. 1.4 контракта, на который ссылается представитель заказчика при принятии решения об одностороннем отказе, не предусмотрена обязанность заинтересованного лица при поставке товара предоставлять документы, подтверждающий остаточный срок годности товара.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Проанализировав обстоятельства дела, Комиссия установила, что своевременное исполнение обязательств по контракту на основании поступивших от заказчика заявок оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с задержкой закупленного заинтересованным лицом товара на российско-китайской границе, учитывая, что товар был все же поставлен в адрес заказчика, Комиссия не усматривает оснований для включения сведений об ИП Лялякине Алексее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом количества у заинтересованного лица исполненных контрактов в соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе в реестре контрактов (70), а также с учетом того, что заинтересованным лицом предпринимались попытки надлежащего исполнения обязательств по контракту, Комиссия полагает, что включение сведений об ИП Лялякине Алексее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Лялякине Алексее Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Областная детская клиническая больница", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 октября 2022 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022