На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N 292 от 12.10.2020 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении заказчиком - государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Кабардино-Балкарский гуманитарно-технический колледж" Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Система тифлокомментирования",
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Д" о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Система тифлокомментирования".
В обращении указывалось, что заказчик определив код ОКПД2 к объекту закупки, сделал неправомерный вывод об отсутствии закупаемого изделия в КТРУ, что привело к закупке товара под иным наименованием, тогда как закупается товар "Аудиокласс". При описании объекта закупки установлены требования к характеристикам товара, которые в совокупности соответствуют только одному производителю. Подобные действия ведут к невозможности ценовой конкуренции при проведении закупки, ведут к перерасходу бюджетных средств и к сокращению числа потенциальных участников закупки.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 05 сентября 2022 года было размещено извещение N0304200001722000014 "Система тифлокомментирования" с начальной (максимальной) ценой контракта - 486 864,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2022 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.09.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 15.09.2022.
28.09.2022 г. с победителем определения поставщика заключен государственный контракт.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпунктах "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил указана следующая информация: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара: информация, содержащая описание товара: дата включения в каталог позиции: дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога: дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка системы тифлокомментирования по коду ОКПД2 26.30.11.190 "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки".
Согласно Постановлению N 878, товары с кодом ОКПД2 - 26.30.11.190 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлено ограничение допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Согласно пояснениям заказчика, предметом закупки по данному аукциону является "Система тифлокомментирования", т.е. специальное оборудование для людей с проблемами слуха. Данное оборудование не является Радиоклассом или Аудиоклассом. Характеристики, указанные в КТРУ 26.30.11.190-00000014 и 26.30.11.190-00000015 к закупаемому оборудованию не применимы.
Из указанных в позициях КТРУ характеристиках 26.30.11.190-00000014 и 26.30.11.190-00000015 является обязательным только характеристика "Тип": "Проводной" или "Беспроводной", все остальные характеристики являются необязательными. При этом, "Система тифлокомментирования" предполагает наличие как элементов беспроводной системы, так и наличие проводной системы.
Инспекция приходит к выводу, что ввиду отсутствия в КТРУ позиций, удовлетворяющих функциональным потребностям заказчика, действия заказчика, установившего требования к закупаемому товару в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При описании объекта закупки заказчиком установлены требования к системе тифлокомментирования.
Согласно пояснениям заказчика, в рамках сбора предварительной ценовой информации в ответ на направленные запросы с техническими характеристиками, с которыми размещено извещение по данной закупке, заказчиком были получены предложения о поставке товаров разных производителей.
Инспекцией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N0304200001722000014 от 15.09.2022 г., на участие в электронном аукционе заявки подали 4 участника закупки. Заявки участников закупки признаны соответствующими требования извещения об осуществлении закупки. Минимальное предложение о цене контракта составило 226 132,48 рублей (НМЦК снижена на 53,55%).
Вместе с тем, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт того, что требования к товару, установленные при описании объекта закупки, свидетельствуют о его конкретном производителе, и ограничивают количество потенциальных участников закупки.
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Инспекция, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
решила:
1. Признать действия Заказчика не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 октября 2022 г. N 007/06/99-703/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022