Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведя на основании обращений гражданина (далее - Заявитель) внеплановую проверку действий заказчика при проведении электронного аукциона 22-97441Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) (извещение N 0169300000122001078) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Калининского района города Челябинска (далее - Администрация, Заказчик): Матвеевой И.Г., Баранниковой В.А., Вороновой М.С., Захватовой А.Ю., Нургалеевой В.Р., Францевой Н.А., действующих на основании доверенности N 19 от 12.10.2022;
- представителей Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган): Зинохиной Е.С., Красиной Н.А., действующих на основании доверенности N 29 от 22.12.2021; Блиновой О.В., действующей на основании доверенности N 28 от 17.12.2021;
- Заявителя, личность удостоверена паспортом,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 16.09.2022 в антимонопольный орган поступило обращение гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона 22-97441Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) (извещение N 0169300000122001078) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.09.2022 в 15:07.
Начальное (максимальное) значение цены контракта на по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) составляет 13 000 000,00 рублей.
Начальная сумма цен товара, работы, услуги: 14 987,47 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 19.09.2022 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000122001078 от 21.09.2022 победителем аукциона признан участник с порядковым номером 4, предложивший сумму цен единиц товара, работы, услуги 6 144,55 рублей.
Контракт по итогам аукциона с победителем - ООО "ТЕПЛОПОИНТ" заключен 03.10.2022.
По мнению Заявителя Заказчиком при описании объекта закупки допущены следующие нарушения.
1. В пункте 1.11 Технического задания предусмотрено, что очистка покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега с формированием снежных куч для последующего вывоза. Допускается осуществлять складирование на прилегающих газонах незагрязненного снега (без примесей реагентов), собранного на очищаемых участках, перемещение снежных масс к зонам временного складирования и погрузки.
По мнению Заявителя, не указаны места складирования снежных куч с привязкой к местности и срок вывоза.
2. Пунктом 1.14 Технического задания предусмотрено, что проезжие части проездов, прилотковые части проездов, парковки вдоль квартальных проездов должны быть очищены по всей площади как ручным, так и механизированным способом от грунтово-песчаных наносов, мусора, снега (при подметании снега в технологическом цикле "посыпка-подметание" доли той и другой операций должны быть равными: количество обработанных реагентами площадей должно соответствовать количеству подметенных).
По мнению Заявителя, не обозначены границы проезжей части (от бордюра до бордюра как тротуары), парковочные места не всегда убираются , а перед ними создаются снежные отвалы после прохода техники. Кроме того, контрактом не предусмотрены сроки и даты уборки парковочных мест, включенных в техническое задание. Также не указан способ уборки снежного наката, в случае, если уборка снега осуществляется через несколько дней после снегопада.
3. В Пункте 1.15 Технического задания не указаны действие подрядчика при снегопаде. Должен ли он убирать снег без заявки Заказчика или выполнять работы после ее поступления.
4. В пункте 3.3. Технического задания предусмотрено, что Подрядчиком выполняются датированные фотоснимки объектов благоустройства, подтверждающие выполнение работ. Оперативное размещение фотоснимков осуществляется посредством облачного сервиса хранения данных. Заказчик после заключения муниципального контракта обеспечивает доступ Подрядчику к соответствующему каталогу в облачном хранилище.
По мнению Заявителя, из проекта контракта не следует необходимость предоставления фотографий, подтверждающих осуществление механизированной уборки с примененением техники.
5. В пункте 3.5 Технического задания Работы Подрядчиком производятся под систематическим контролем Заказчика. При этом, не указано, с какой периодичностью осуществляется контроль Заказчиком.
6. В приложении N 2 к муниципальному контракту (Калькуляция) пункт 11 (Очистка урн от мусора) цена за единицу указана 33 рубля , что, по мнению Заявителя, в 5 раз выше, чем в летний период при заполнении мусором урн летом (100%, в зимний период не превышает и 15-25%), что является доказательством неэффективного использования бюджетнх средств Заказчиком.
В ходе проведения проверки Заявитель также дополнительно заявлены следующие доводы:
7. В пункте 7 Приложения N 11 к Техническому заданию (Проезды в индивидуальной застройке) количество метров указано в погонных метрах, а не в квадратных, из чего невозможно сделать вывод, каким образом осуществлен расчет стоимости работ по данной позиции.
По мнению Заявителя, положения проета контракта в указанной части не соответствуют законодательству о контрактной системе и Правилам благоустройства территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N16/32 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска" (далее - Правила благоустройства).
Заказчик по доводам обращения представил письменные пояснения, указал следующее.
Согласно пункту 92 Правил благоустройства при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки, при условии сохранения зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Правилами благоустройства требования к подготовке площадок для временного складирования снежных масс на общественных пространствах не обозначены.
Пунктом 99 Правил благоустройства установлено, что при формировании снежных валов снег, счищаемый с проезжей части улиц, следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 метра.
Ширина снежных валов в лотковой зоне не должна превышать 1,0 метра, валы снега должны быть подготовлены к погрузке в самосвалы. При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на тротуары и газоны, а также на посадочные площадки остановок общественного транспорта и парковки, расположенные вдоль проезжей части.
По мнению заказчика, данный пункт скорей возможно отнести к работам на объектах улично-дорожной сети, так как на квартальных проездах формирование снежных валов шириной до 1,0 метра приведет к сужению проезжей части в связи с чем пунктом 1.14 Технического задания уборка проезжей части осуществляется на всей площади проезда. В связи с чем возникает потребность складирования снега на обочине вдоль проезда.
По пункту 90 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 (далее - Правила благоустройства) вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на специальные площадки (снегосвалки, снегоплавильные камеры и т.п.), подготовка которых должна быть завершена до 1 октября. Запрещается вывоз снега на несогласованные в установленном порядке места. Порядок определения мест, пригодных для временного складирования снега, их последующая очистка и рекультивация возлагаются на муниципального заказчика по осуществлению дорожной деятельности (осуществляющего уборку снега с магистральных улиц и дорог города), сообщаем следующее.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 3 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Органом Администрации города Челябинска, уполномоченным выполнять работы по ремонту и содержанию улично-дорожной сети, является Комитет дорожного хозяйства Администрации города Челябинска.
Кроме того, ежегодно от Комитета дорожного хозяйства города Челябинска поступают информационные письма о местах предназначенных для складирования снежных масс, с возможностью получения документов, подтверждающих размещение снега.
2. Определение начальной суммы цен единиц работ (если объем подлежащих выполнению работ невозможно определить) произведено методом сопоставления рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Данный метод применяется с учетом приоритетности по следующей причине (обоснование): работы, являющиеся объектом закупки, выполняются множеством организаций.
Согласно Методическим рекомендациям по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, пунктом 3.10. определено, что запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать, в том числе, (пункт 3.10.1 Рекомендации) подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги.
Указанные показатели, включая адресную привязку общественных территорий направлены в адрес потенциальных поставщиков (подрядчиков и исполнителей), 7 организациям (ИП) для рассмотрения условия планируемой закупки. Поступило 3 ответа-предложения.
3. По вопросу единиц измерения проездов в индивидуальной жилой застройке, поясняем, что в муниципальном контракте указана протяженность проездов в метрах.
Пунктом 92 Правил благоустройства предусмотрено, что при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки, при условии сохранения зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод. Однако, как считает Заказчик, Правилами благоустройства требования к подготовке площадок для временного складирования снежных масс на общественных пространствах не обозначены.
4. По пункту 93 Правил благоустройства в зимний период дорожки, садовые диваны, контейнерные площадки, урны и прочие элементы (малые архитектурные формы), подходы к ним, а также пространство вокруг них очищаются от снега и наледи.
По подпункту 3 пункта 191 Правил благоустройства ответственность за состояние МАФ несут их собственники (пользователи). На придомовой территории (прилегающей к многоквартирным домам) - собственники помещений в многоквартирных домах, либо собственники помещений в многоквартирных домах в рамках договора на содержание общего имущества дома. Указанные субъекты обязаны выполнять работы по очистке подходов к малым архитектурным формам (скамейкам, урнам, качелям и др.) и территорий вокруг них от снега и наледи.
В муниципальном контракте площадь всей детской площадки по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 118/2, подлежит ручной уборке.
5. Пункт 95 подпункт 3 Правил благоустройства запрещается выдвигать снег, счищаемый с полотна магистралей, на территории придорожных парковок автотранспорта, к остановочным комплексам, столбам уличного освещения, временным нестационарным объектам мелкорозничной торговли, в границах улиц подлежащих содержанию в данном муниципальном контракте нет магистралей.
Администрация района содержит квартальные проезды, а не магистрали. Следовательно, данный пункт, по мнению Заказчика, относится к улично-дорожной сети.
Согласно пункту 98 Правил благоустройства:
2) механизированное подметание проезжей части начинается при высоте рыхлой массы на дорожном полотне 2,5 - 3,0 сантиметра, что соответствует 5,0 сантиметрам свежевыпавшего неуплотненного снега;
4) при интенсивных длительных снегопадах время технологического цикла "посыпка - подметание" не должно превышать 6 часов;
6) по окончании очередного цикла подметания выполняются работы по формированию снежных валов в лотках улиц и проездов, расчистке проходов в валах снега на остановках городского пассажирского транспорта и в местах наземных пешеходных переходов;
7) после завершения механизированного подметания проезжая часть очищается от снежных накатов и наледей.
В соответствии с указанными пунктами Правил благоустройства подрядчику будут направляться заявки на выполнение работ.
6. Пунктом 99 подпунктом 1 Правил благоустройства установлено, что снег, счищаемый с проезжей части улиц, следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 метра.
Ширина снежных валов в лотковой зоне не должна превышать 1,0 метра, валы снега должны быть подготовлены к погрузке в самосвалы.
При формировании снежных валов в лотках не допускается перемещение снега на тротуары и газоны, а также на посадочные площадки остановок общественного транспорта и парковки.
По мнению Заказчика, исполнение данного пункта противоречит пункту 94 Правил благоустройства, которым предусмотрено, что технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части дорог и проездов, тротуаров и придомовых территорий должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий, так как приведет к сужению проезжей части.
7. Территории закрепленные в качестве объектов выполнения работ по аукциону относятся к 3, 4 категории (Улицы и дороги местного значения в жилой застройке - транспортная и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения. При это, поясняет Заказчик, проезды - это подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов).
Определение квартальных проездов дано в пункте 21.1 Правил благоустройства: квартальный проезд - объект благоустройства с усовершенствованным покрытием, предназначенный для движения транспортных средств от проезжей части улиц и дорог общего пользования до придомовых территорий, нежилых зданий, строений и сооружений.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы заявителя также считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к работам.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения подрядчика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023).
Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется провести работы в соответствии с условиями настоящего муниципального контракта и Техническим заданием на выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озелененных территорий, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) (далее - Техническое задание) (Приложение 1 к муниципальному контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
Согласно пункту 1.3 контракта требования к качеству выполнения работ указаны в Техническом задании (Приложение 1 к муниципальному контракту, являющееся его неотъемлемой частью).
Пунктом 1.1 Технического задания выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, газонов, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) (далее - работы по содержанию) в соответствии с настоящим Техническим заданием (далее - Техническое задание) и приложениями к нему, определяющими содержание работ при условии обеспечения надлежащего качества содержания территории района (Приложения N 1-7, 10-11 к Техническому заданию).
Так, Техническим заданием определен перечень общественных территорий, расположенных на территории Калининского района города Челябинска, подлежащих содержанию, а именно установлены: название, месторасположение общественных территорий, площадь искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) подлежащего механизированной очистке, м2; площадь искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) подлежащего ручной очистке, м2 площадь, прилегающая к скамейкам, лавочкам, габионам и урнам, подлежащая очистке вручную, м2; площадь газонов, м2; количество урн, шт.; количество скамеек, лавочек, габионов, шт.; площадь лестниц, м2; площадь террасного покрытия, м2.
1.1. В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Правила благоустройства территории города Челябинска, утверждены решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 1.4 Технического задания работы по содержанию территории Калининского района города Челябинска проводятся на территории Калининского района города Челябинска в соответствии с Правилами благоустройства.
Пунктом 90 Правил благоустройства предусмотрено, что вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на специальные площадки (снегосвалки, снегоплавильные камеры и т.п.), подготовка которых должна быть завершена до 1 октября. Запрещается вывоз снега на несогласованные в установленном порядке места. Порядок определения мест, пригодных для временного складирования снега, их последующая очистка и рекультивация возлагаются на муниципального заказчика по осуществлению дорожной деятельности (осуществляющего уборку снега с магистральных улиц и дорог города).
При этом, согласно пункту 95 Правил благоустройства запрещается:
1) выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с квартальных проездов, придомовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
2) применять техническую соль и жидкий хлористый кальций в чистом виде в качестве противогололедного препарата на тротуарах, посадочных площадках, остановках городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах;
3) выдвигать снег, счищаемый с полотна магистралей, на территории придорожных парковок автотранспорта, к остановочным комплексам, столбам уличного освещения, временным нестационарным объектам мелкорозничной торговли;
4) роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
Пунктом 1.14 Технического задания проезжие части проездов, прилотковые части проездов, парковки вдоль квартальных проездов должны быть очищены по всей площади как ручным, так и механизированным способом от грунтово-песчаных наносов, мусора, снега (при подметании снега в технологическом цикле "посыпка-подметание" доли той и другой операций должны быть равными: количество обработанных реагентами площадей должно соответствовать количеству подметенных).
Из пояснений Заказчика следует, что им ежегодно согласовывается данный вопрос с Комитетом дорожного хозяйства г. Челябинска, уполномоченным на определение указанных мест складирования снега.
Вместе с тем, извещением о проведении закупки, в том числе проектом контракта, Техническим заданием, не определены специальные площадки (снегосвалки, снегоплавильные камеры и т.п.), на которых осуществляется выполнение работ, предусмотренных пунктом 1.14 Технического задания, что не соответствует пункту 90, 92,95 Правил благоустройства и свидетельствует о непоределенности объекта закупки в части условий о месте исполнения обязательств по контракту.
Довод Заказчика о том, что подрядчик самостоятельно определяет места складирования и временного размещения снега опровергается как содержанием пунктов 90,92,95 Правил благоустройства, так и положениями законодательства о контрактной системе, поскольку в силу статьи 42 Закона о контрактной системе именно Заказчик определяет условия исполнения, в том числе, место оказания услуг (выполнения работ).
Более того, проектом контракта не определено, на каких именно участках улиц, частях объектов, предусмотренных контрактом, уборка осущестляется подрядчиком в ручную, а на каких объектах - посредством механической очистки, что также свидетельствует об отсутствии прозрачности условий исполнения обязательств по контракту.
1.2. Согласно Приложению N 7 к Техническому заданию общее количество урн, подлежащих содержанию по условию контракта, составляет 73 штуки.
Пунктом 1.7 Технического задания предусмотрено, что урны должны быть опорожнены, очищены от мусора.
Согласно пункту 3.3 Технического задания Подрядчиком выполняются датированные фотоснимки объектов благоустройства, подтверждающие выполнение работ. Оперативное размещение фотоснимков осуществляется посредством облачного сервиса хранения данных. Заказчик после заключения муниципального контракта обеспечивает доступ Подрядчику к соответствующему каталогу в облачном хранилище.
При этом, Техническое задание не содержит указания, о количестве урн, подлежащих очистке, также, как и местах их расположения, также, как и информации о периодичности предоставления отчета, предусмотренного пунктом 3.3 Технического задания, в отношении работ, предусмотренных пунктом 1.7 Технического задания, необходимости (или отсутствия необходимости) фиксировать ежедневно уборку каждой урны на всей территории указанной в контракте, что свидетельствует о неопредлеенности условий исполнения контракта.
Кроме того, извещение о проведении закупки также не содержит разъяснение термина "оперативное размещение фотоснимков", также, как и критериев данного определения.
Более того, из пояснений Заказчика на заседании Комиссии следует, что урны, указанные в контракте, не требуют ежедневного опорожнения, и их заполняемость зависит от нескольких факторов (в том числе, проходимости на соответствующем участке территории).
С учетом изложенного, положения пунктов 1.7 и 3.3 Технического задания, при отсутствии сроков, порядка выполнения работ по опорожнению урн, сроков, порядка фиксации и размещения фотоснимков, подтверждающих выполнения данных работ, свидетельствуют о неопределенности условий исполнения контракта в указанной части.
1.3. Согласно пункту 1.5 Технического задания объекты, на которых Подрядчиком производятся работы по содержанию территории района, указанных в Приложениях N1 - N7 к Техническому заданию обозначены в проекте графического закрепления территории района Приложение N10 к Техническому заданию.
В извещении о проведении закупки размещено Приложение N 10 (Проект графического закрепления територии Калиинского района, подлежащей содержанию).
Комиссия отмечает, что указанный документ не в полной мере отражает суть графической схемы в рассматриваемом случае, поскольку не позволяет определить точные координаты границ территорий, подлежащих содержанию, расположение объектов, специальных площадок для размещения снега прочих объектов, предусмотренных контрактом, местоположение которых имеет значение для выполнения работ по контракту, что может привести к неопределенности как объекта закупки, так и условий исполнения контракта в указанной части.
1.4. Пунктом 1.1 Технического задания предусмотрено, что выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, газонов, лестниц, отдельных зон (с 01.11.2022 по 15.04.2023) (далее - работы по содержанию) в соответствии с настоящим Техническим заданием (далее - Техническое задание) и приложениями к нему, определяющими содержание работ при условии обеспечения надлежащего качества содержания территории района (Приложения N 1-7, 10-11 к Техническому заданию).
Согласно пункту 1.3 Технического задания местом выполнения работ является Российская Федерация, Челябинская область, г. Челябинск, Калининский район. Объекты, подлежащие содержанию, определены в Приложениях к Техническому заданию.
Приложениями к Техническому заданию определен перечень общественных территорий, расположенных на территории Калининского района города Челябинска, подлежащих содержанию, в том числе:
- квартальных проездов (Приложение N1);
- проездов в зонах индивидуальной застройки (Приложение N 2);
- тротуаров, пешеходных дорожек (Приложение N 3);
- перечень лестниц (Приложение N 4);
- перечень озелененных территорий (Приложение N 5);
- перечень отдельных зон (Приложение N 6);
- перечень урн (Приложение N 7).
Указанными приложениями к техническому заданию установлены местоположение общественных территорий, с указание адресного ориентира, находящегося в границах определенных улиц района и протяженность участка, определяемая в метрах (Приложения N 1 и N 2) и площадь участка, определяемых в м2 (Приложения N 3 - N 7), а также количество урн, предусмотренных Приложением N 8 - в штуках.
Комиссия отмечает, что значение протяженности или площади участков территорий, предусмотренных пунктами 2, 25, 26 Приложения N 1; пунктами 2,10,17,21,24,26 Приложения N 3; пунктами 1,2,6,7,8,9,10,13,14,15,16,17,25,26 Приложения N 4; пунктами 24,26 Приложения N 5; пунктами 1,2,7,8,10,12,13,15,23,25,26 Приложения N 6, составляет 0 (ноль) метров.
При этом, в извещении о проведении закупки, проекте контракта, Техническом задании отсутствует графическая схема территории, подлежащей содержанию в границах, указанных в Приложениях N 1-N 7 к Техническому заданию, с указанием конкретных ориентиров с привязкой к местности, что создает риск невозможности получения Заказчиком результата выполнения работ, оказания услуг по контракту,поскольку свидетельствует о неопределенности условий исполнения контракта.
Указанное в пунктах 1.1 - 1.4. настоящего решения фактически свидетельствует о неопределенности существенных условий контракта, а также отсутствии информации о месте выполнения работы или оказания услуги, что является нарушением пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Доводы обращения Заявителя в указанной части являются обоснованными.
Комиссия отмечает, что указанные нарушения в действиях Заказчика признаны антимонопольным органом в действиях Заказчика ранее, в том числе, решениями по делам N 074/06/99-670/2022 (57-ВП/2022), N 074/06/99-1064/2022 (71-ВП/2022).
Кроме того, Заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела представлен Отчет от 26.06.2022 о результатах проведения проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе Заказчиком за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, проведенной Контрольно-ревизионным управлением Администрации города Челябинска (далее - Отчет), согласно которому, в том числе, установлены следующие нарушения:
-графики производства работ по муниципальному контракту от 12.05.2021 утверждены без указания сроков выполнения работ по вывозу отходов (растительных остатков, мусора), с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения;
- при исполнении заявок Администрацией изменены условия муниципального контракта в части мест выполнения работ и их видов;
- приняты и оплачены фактически невыполненные подрядчиком работы по содержанию квартальных проездов, пешеходных дорожек, тротуаров, озеелененных территорий, по содержанию общественных територий;
- приняты работы, по объемам не соответствующие условиям контракта;
- приняты и оплачены работы "в случае возникновения необходимости и угрозы аварийной ситуации и сносу зеленых насаждений, находящихся в аварийном состоянии", не предусмотренные в заявках на выполнние работ по контракту.
На основании указанного Отчета Заказчику выдано представление N 23-02-04/237 от 23.06.2022 в порядке статьи 270.2 БК РФ.
Таким образом, органом финансового контроля подтверждено, что отсутствие объема подлежащих выполнению работ и неопределенности существенных условий контракта может привести к нарушениям исполнения контракта, и, как следствие, к невозможности достижения результата Заказчиком и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в данном случае, поскольку с учетом положений части части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, Заказчиком определена начальная цена каждой единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, с обоснованием указанных цен, отсутствие объема работ, подлежащих выполнению, не противоречит законодательству о контрактной системе.
2. Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
В силу части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В условиях применения заказчиком возможности осуществления закупки за цену единицы работы, предусмотренной частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, при наличии в извещении о проведении закупки сметной документации, содержащей расценки по каждому виду работ, составляющими объект закупки, представляется возможным определить стоимость фактически выполненных работ.
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Из указанного следует, что при соблюдении требований статей 34 и 94 Закона о контрактной системе, Заказчик имеет возможность осуществлять контроль за исполнением обязательств подрядчиком, в соответствии с порядком, условиями и сроками, предусмотренными условиями контракта, и, в случае отсутствия должного исполнения подрядчиком обязательств по контракту, принимать меры реагирования, предусмотренные законодательством о контрактной системе.
Довод Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения.
3. По остальным вопросам, указанным в обращении, в том числе, достоверности формирования НМЦК, эффективного использования бюджетных средств при формировании потребности заказчика, вопросам, связанным с осуществлением приемки выполненных работ в соответствии с условиями заключенного контракта, антимонопольный орган отмечает следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Законом о контрактной системе, Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за формированием начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктами 3 и 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, также, как и соблюдения предусмотренных Закоом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу положений подпункта 5 пункта 12 Распоряжения Администрации города Челябинска от 03.10.2018 N 11226 плановые и внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом о контрактной системе отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд, осуществляет Контрольно-ревизионное управление Администрации города Челябинска.
С учетом изложенного, Заявитель вправе обратиться в данный орган финансового контроля с заявлением о рассмотрении указанных вопросов в пределах компетенции, предусмотренной частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б.Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2022 г. N 074/06/99-2732/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022