Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - главного специалиста-эксперта, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей Заказчика ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" - Мусина И.М. (по доверенности), Чупиной Е.Ю. (по доверенности), Щербы А.Г. (по доверенности), в отсутствие представителей ООО "РПСНАБ" о месте и времени рассмотрения жалобы извещенных надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО "РПСНАБ" (вх.N12862 от 12.10.20222г., в ЕИС от 11.10.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки N0311200046522000158 на предмет: Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения "Альт 8 СП сервер",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200046522000158 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.10.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 928 669,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об указании в техническом задании конкретного программного обеспечения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения "Альт 8 СП сервер".
Техническим заданием в спецификации Заказчиком были установлены следующие требования:
N |
Наименование |
Количество |
1 |
Операционная система Альт 8 СП / 4305 / Лицензия на право использования Альт 8 СП Сервер, релиз 9 / бессрочная / ФСТЭК / с правом использования виртуализации / с прекращением действия лицензии и права использования лицензии Альт 8 СП Сервер, без права использования виртуализации |
1 шт. |
2 |
Сертификат на сопровождение (техподдержку) "Альт Сервер Виртуализации", уровень "Расширенный", сроком на 12 мес. |
1 шт. |
3 |
Операционная система Альт 8 СП / 4305 / Лицензия на право использования Альт 8 СП Сервер, релиз 9 / бессрочная / ФСТЭК / с правом использования виртуализации |
5 шт. |
Из представленных пояснений представителями Заказчика следовало, что приобретаемая операционная система Альт 8 СП сервер в рамках объекта закупки предназначена для расширения возможностей действующей лицензии и сертификата техподдержки, что было также обозначено в техническом задании.
Приобретение лицензий "Операционная система Альт 8 СП / 4305 / Лицензия на право использования Альт 8 СП Сервер, релиз 9 / бессрочная / ФСТЭК / с правом использования виртуализации" в количестве 5 шт. с указанием точного наименования товара было обусловлено необходимостью установки операционной системы на другие, имеющиеся у Заказчика сервера, которые функционируют единым устройством (кластером), и на них не могут быть установлены другие ОС, ввиду их несовместимости.
Таким образом, Заказчиком осуществлялась закупка расширения для уже имеющейся действующей лицензии.
Избрание и выбор способа определения поставщика полностью отнесены к полномочиям Заказчика, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
В техническом задании извещения Заказчиком были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Предмет закупки, требования к оказываемым услугам и способ определения поставщика, были определены Заказчиком в не противоречие с требованиями действующего законодательства.
Установленные показатели и характеристики были обусловлены целями достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд на достижение единого результата и необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что предмет закупки, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки были сформулированы Заказчиком в рамках требований Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправомерном установлении избыточного требования об установлении и функционировании операционной системы на компьютерах с архитектурой X86_64 и i586, имеющихся у заказчика.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
В техническом задании извещения Заказчиком была установлена следующая характеристика, оспариваемая заявителем:
"Операционная система должна устанавливаться и функционировать на компьютерах с архитектурой x86_64 (64-разрядный процессор Intel или AMD) и i586".
По мнению заявителя, указание Заказчиком в описании объекта закупки указанного требования является некорректным описанием объекта закупки, так как требование о необходимости функционирования системы на 64-й битной архитектуре и процессорах i586 неисполнимо, учитывая, что процессоры i586, в свою очередь, функционируют исключительно на 32-й битной архитектуре.
Из представленных сведений и документов представителями Заказчика следовало следующее.
Так, в подтверждение возможности функционирования ОС на требуемых показателях процессора и архитектуры, Заказчиком была представлена информация с официального сайта разработчика закупаемой операционной системы https://www.basealt.ru/alt-8-sp-sertifikat-fstehk/description, согласно которой в характеристиках ОС предусмотрено функционирование системы на x86_64 / i586:
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей Заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО "РПСНАБ" (вх.N12862 от 12.10.20222г., в ЕИС от 11.10.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки N0311200046522000158 на предмет: Оказание услуг по передаче неисключительных прав на использование программного обеспечения "Альт 8 СП сервер" необоснованной .
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 октября 2022 г. N 016/06/42-1579/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022