Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->,
Членов Комиссии:
<------->;
<------->;
От Заявителя и Заказчика должным образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы, представителей не представлено,
рассмотрев жалобу ООО "Флагман" на действия заказчика - ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка электродов и отрезных дисков для нужд ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО", начальная (максимальная) цена контракта - 156 907,02 рублей (извещение N 0390100004522000047) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что извещение об осуществлении закупки противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, приложениями к извещению о проведении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 30.09.2022 10:43 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 10.10.2022 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 10.10.2022;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 12.10.2022.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что совокупность установленных Заказчиком требований к характеристикам товара соответствуют лишь одному изготовителю в России компании ESAB/ Elektriska Svetsnings-Aktiebolaget (основные владельцы Шведская компания Bay Tree Holdings Limited Company).
Управлением в адрес Заказчика направлено уведомление от 11.10.2022 NАД/3665 о принятии к рассмотрению жалобы, которое также размещено на официальном сайте ЕИС, где указано на возможность предоставления возращений на доводы жалобы. Заказчик данным ему правом не воспользовался, возражений не представил.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Учитывая изложенное, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, однако такая детализация не должна ограничивать конкуренцию.
В приложении к извещению о проведении закупки Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара):
электроды 3 ОК-46 5,3 кг |
106 |
кг |
25.93.15.120 |
|
электроды 4 ОК-46 6,6 кг |
132 |
кг |
25.93.15.120 |
Как указал Заявитель, установление Заказчиком таких требований к электродам как масса упаковки 5,3 кг. и 6,6 кг. Ограничивает конкуренцию, так как товар с такими характеристиками соответствует лишь одному изготовителю в России компании ESAB/ Elektriska Svetsnings-Aktiebolaget (основные владельцы Шведская компания Bay Tree Holdings Limited Company).
Заказчиком не представлено документов и доводов, подтверждающих наличие на рынке иных производителей, соответствующих всей совокупности установленных Заказчиком требований к товару.
Между тем Комиссия сообщает, что в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки, Заказчик устанавливает функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара).
Упаковка и фасовка товара не являются техническими, качественными и функциональными характеристиками товара и не должны быть использованы при описании объекта закупки в понятии ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки соответствует продукции конкретного производителя и только одной марки.
Дополнительно Комиссия отмечает, что данная позиция подтверждается различной правоприменительной практикой а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению со стороны Заказчика требований п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как установлено Комиссией на официальном сайте ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку электродов и отрезных дисков для нужд ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО.
В соответствии с указанным выше извещением Заказчиком осуществляется закупка товара по трем позициям, при этом по каждой из позиций использован код ОКПД2 - 27.90.13.110 "Электроды угольные", однако отсутствует код ОКПД2 по позиции отрезных дисков.
Между тем приложения, являющиеся неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, содержат сведения о закупке товара по двум позициям с использованием кода ОКПД2 - 25.93.15.120 "Электроды с покрытием" и по третьей - ОКПД2 - 23.91.11.150 "Круги отрезные".
Комиссия устанавливает, что указанные выше противоречия и несоответствия напрямую нарушают требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе со стороны Заказчика.
Далее Комиссией установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заказчиком при осуществлении закупки закупаются электроды в соответствии с кодом ОКПД2 - 25.93.15.120, при этом установлено, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит 23 позиции КТРУ в отношении "Электродов с покрытием" с 25.93.15.120-00000001 по 25.93.15.120-00000023, однако заказчиком ни одна из позиций КТРУ не применена, что в свою очередь нарушает требования пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 и п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Кроме того Комиссией установлено, что в соответствии со ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516) (далее - Приказ N 126н).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
В Приложение к Приказу N 126н включен Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 25.9 (за исключением 25.91.9, 25.92.9, 25.93.9, 25.94.9, 25.99.9) в отношении "Изделия металлические готовые прочие", в связи с чем при осуществлении закупки электродов с покрытием соответствующим коде ОКПД2 - 25.93.15.120, Заказчик обязан установить в извещении об осуществлении закупки условия допуска товара в соответствии с Приказом N 126н, а не установление такого условия нарушает требования п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Далее Комиссией установлено, что в соответствии с п. 3 Приказа N 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Как установлено, Заказчиком осуществляется закупка товаров в ОКПД2 - 25.93.15.120 "Электроды с покрытием" и ОКПД2 - 23.91.11.150 "Круги отрезные", при этом только товары с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 25.9, который в свою очередь образует ОКПД2 - 25.93.15.120 указан в Приложении N 1 к Приказу N 126н. Коды по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности образующие ОКПД2 - 23.91.11.150 ни в Приложении N 1, ни в Приложении N 2 не установлены, в связи с чем объединение в один лот товары соответствующие коду ОКПД2 - 25.93.15.120 и коду ОКПД2 - 23.91.11.150 запрещается.
Объединив в один лот товары указанные в Приложениях к Приказу N 126н и не указанные в них Заказчиком нарушено требование п. 3 Приказа N 126н.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе образуют состав административного правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе, устранение которых путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки невозможно, соответственно имеются основания для выдачи предписания об аннулировании такой закупки.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Флагман" на действия заказчика - ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставка электродов и отрезных дисков для нужд ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО", начальная (максимальная) цена контракта - 156 907,02 рублей (извещение N 0390100004522000047), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 и п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения N 0390100004522000047 (Д.Н. Зонов), о необходимости представить в срок до 14.11.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа утвержденной документации об аукционе;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 15.11.2022 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru
to89-kolodnyi@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 14 октября 2022 г. N 089/06/42-884/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022