Резолютивная часть решения оглашена "17" октября 2022 г.
Решение изготовлено в полном объеме "20" октября 2022 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
***
*** |
начальника отдела контроля в сфере закупок; главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
|
При участии посредством ВКС:
- *** представителя ООО "Ангара", по доверенности;
- *** представителя Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа, по доверенности,
рассмотрев дело N 042/06/33-1228/2022, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Старопестеревским территориальным управлением администрации Беловского муниципального округа требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139600010422000001 "Энергосервисный контракт на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
11.10.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Ангара" (вх. N 5849Э) на действия заказчика - Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139600010422000001 "Энергосервисный контракт на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа".
По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона противоречит требованиям закона о контрактной системе.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
24.08.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком - Старопестеревским территориальным управлением администрации Беловского муниципального округа было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139600010422000001 "Энергосервисный контракт на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа".
30.08.2022 по решению заказчика в извещение и описание объекта закупки были внесены изменения.
30.09.2022 по решению комиссии Кемеровского УФАС России по делу N 042/06/33-1096/2022 в извещение и описание объекта закупки были внесены изменения.
Начальная максимальная цена контракта - 27 154 765,89 рублей.
Согласно требованиям части 1 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно требованиям части 1 статьи 32 ФЗ N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В приложении N 4 к извещению (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела N042/06/33-1096/2022) заказчиком был установлен показатель оценки 2.1 "Наличие у участника закупки финансовых ресурсов" и детализирующий показатель оценки 2.1.1 "Размер уставного капитала участников закупки".
30.09.2022 на основании решения Кемеровского УФАС России заказчиком в приложение N 4 к извещению были внесены изменения.
Заказчиком в рамках показателя оценки "2.1 Наличие у участника закупки финансовых ресурсов" в соответствии с п. 8 ПП РФ N 2604 установлен детализирующий показатель оценки "Наличие финансовых ресурсов" с признаком 2.1.1. "Наличие финансовых ресурсов".
Согласно положениям раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом И настоящего документа" показатель наличия финансовых ресурсов у участника закупки установлен для оценки заявок в рамках процедуры оценки и сопоставления заявок по нестоимостному критерию и направлен на выявление лучших (регулярных, стабильных) условий исполнения энергосервисного контракта.
При оценке заявок по признаку оценки "Наличие финансовых ресурсов" лучшим условием исполнения энергосервисного контракта по указанному признаку оценки признается предложение участника открытого конкурса в электронной форме с наибольшим значением характеристики.
Оценка по данному признаку оценки производится Заказчиком следующим образом:
Для юридических лиц, обладающих уставным капиталом: Размер уставного капитала участника закупки.
Для оценки заявок по признаку "Наличие финансовых ресурсов" участниками конкурса в заявке на участие в конкурсе прикладывается выписка из единого государственного реестра юридических лиц.
Для юридических лиц, не обладающих уставным капиталом: Справка об остатках средств на
счетах.
В случае, если участником закупки является Индивидуальный предприниматель, физическое лицо или любое другое юридическое лицо не обладающие уставным капиталом для оценки заявок по признаку "Наличие финансовых ресурсов" участниками конкурса в заявке на участие в конкурсе прикладываются документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса:
- справки об остатках средств на счетах, полученной от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а, не ранее 5 (пяти) дней до дня подачи заявки участником.
В случае, если размер финансовых ресурсов, указанный в справке о наличии финансовых ресурсов, составленной в произвольной форме, не соответствует размеру финансовых ресурсов, указанному в подтверждающих документах (справках об остатках средств на счетах, полученных от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а), к оценке принимаются финансовые ресурсы в размере, указанном в подтверждающих документах (справках об остатках средств на счетах, полученных от организации/ий, в которой/ых открыт счет/а).
Данные подтверждаются предоставлением в составе заявки выписки из единого государственного реестра юридических лиц и оценивается по формуле в соответствии с пп "б" п.20 ПП РФ N2604.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе документов по признаку оценки "Размер уставного капитала участников закупки", подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям конкурсной документации, но является основанием для оценки по наименьшему значению показателя (присваивается 0 баллов).
Таким образом, заказчиком при исполнении предписания комиссии Кемеровского УФАС России, вынесенного на основании решения по делу N042/06/33-1096/2022 в полном объеме учтены положения вышеуказанного решения и законодательства о контрактной системе.
При выборе показателей оценки для открытого конкурса, Заказчик руководствовался пунктами 24, 25 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 следует, что Заказчик вправе использовать "Один или несколько показателей оценки" независимо от предмета закупки, будь то конкурс на поставку товаров или конкурс на проведение энергосберегающих мероприятий и разъяснений выбора того или иного критерия Заказчик предоставлять не обязан.
Комиссия Кемеровского УФАС России отмечает, что Заказчик самостоятельно определяет процентное соотношение одного или нескольких показателей оценки.
В закупке N 0139600010422000001 для оценки по не стоимостным критериям установил три показателя, а именно:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Формулы расчета баллов по каждому показателю, также выбраны из предложенного перечня формул Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Лучшее предложение открытого конкурса определяется по сумме баллов всех критериев и показателей оценки:
по стоимостному критерию - предложение о сумме;
по нестоимостному критерию:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Если участник закупки считает, что он не набирает необходимое количество баллов по какому-либо из нестоимостных критериев, как следствие он может подать лучшее предложение по сумме и набрать больше баллов по стоимостному критерию...
Из требований Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, N 1085 и положений Федерального закона от 5.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о закупках) не следует, что наличие у участников закупки финансовых ресурсов не может быть предметом оценки. Более того, данный показатель прямо предусмотрен формулировками п.4 4.1 ст.32 Закона о закупках - "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации."
По смыслу статей 90, 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального Закона от 14.01.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. В соответствии со статьей 66.2. Гражданского кодекса Российской Федерации, при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Поскольку уставной капитал представляет собой гарантию обеспечения требования кредиторов, его размер может быть использован как показатель нестоимостного критерия оценки заявок, в том числе, исходя из того, что реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчика требует значительных финансовых затрат, которые в силу специфики энергосервисного контракта не оплачиваются исполнителю непосредственно после выполнения работ.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление лица, исполнение контракта которым будет наиболее отвечать целям эффективного использования финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом наличие в документации о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Закона о защите конкуренции.
Довод заявителя признается необоснованным, нарушений требований ФЗ N44-ФЗ не установлено.
По мнению заявителя, заказчиком установлены требования к характеристикам поставляемого товара (консольные светодиодные светильники), которым в совокупности соответствует товар единственного производителя "Лед-Эффект".
Из описания объекта закупки следует:
Характеристики светильника |
Значения заказчика |
Значения участника |
Обоснование в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального Закона N44-ФЗ от 05.04.2013 |
Класс защиты от поражения электрическим током: |
II |
конкретное значение |
Отсутствие заземления в линиях питания; обеспечение защиты от поражения электрическим током. |
Степень защиты светильника от воздействия окружающей среды по ГОСТ 14254-2015 |
Не менее - IP66/IP67 |
конкретное значение |
Чистка светильника: плановая - чистка струей воды под давлением; капитальная -обеспечение кратковременного погружения в воду в обесточенном состоянии для очистки въевшихсязагрязнений светильника |
Цветовая температура: |
Не менее 4700 К не более 5200 К |
конкретное значение |
Обеспечение оптимальной цветовой температуры на объекте Заказчика для консольных светильников |
Крепление универсальное с дискретной регулировкой угла наклона от -30 (отклонение назад) до + 60 (отклонение вперед) градусов, с установкой на кронштейны d от 48 до 60 мм |
соответствие |
соответствует / не соответствует |
Для направления светового потока светильника в зависимости от угла наклона кронштейна и удаленности места установки от освещаемой поверхности (проезжая часть, тротуар и т.п.) |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм права следует, что заказчик вправе установить такие характеристики, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 г. N 11017/2010, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме Заказчиком был проведен анализ рынка и установлено что товар не менее двух производителей соответствует характеристикам, указанным в описании объекта закупки.
При этом участник закупки на заседании комиссии в свих пояснениях не отрицал, что техническому заданию соответствуют два производителя светильников.
Вместе с тем, комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован Единый реестр Российской радиоэлектронной продукции размещенный на официальном сайте Минпромторга России https://gisp.gov.ru/pprf/marketplace/#/products и установлено, что существует как минимум 2 (два) производителя продукции, удовлетворяющих описанию объекта закупки заказчика:
- ООО "ЛЕД-Эффект";
- ООО "Вартон".
Также заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, доказательств того, что Заказчик установил избыточные требования к закупаемому товару, кроме того не предоставил доказательств невозможности его участия в закупке, таким образом, довод заявителя об ограничении круга участников закупки не подтвержден документально.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ангара" на действия заказчика - Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0139600010422000001 "Энергосервисный контракт на выполнение действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории Старопестеревского территориального управления администрации Беловского муниципального округа" необоснованной.
2. Производство по делуN 042/06/33-1228/2022 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
****
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20 октября 2022 г. N 042/06/33-1228/2022 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022