Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 12.10.2022 N 395 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ГЛАВХАУС" (ИНН 7455038843)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - ГУП БО "Белгородский областной водоканал" Харченко Н.В. (по доверенности), представителя участника закупки - ООО "ГЛАВХАУС" Лозового А.В. (по доверенности) о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "ГЛАВХАУС", заключенного по итогам проведения электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт правой нитки водовода диаметром 500 мм по ул. Левобережная от дома N10 до дома N18 (под лимит 2021 г.-2022 г.)"" (N закупки 0126200000421005474) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ГУП БО "Белгородский областной водоканал" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "ГЛАВХАУС" (ИНН 7455038843) (далее - Подрядчик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.11.2021 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 000 000 рублей 00 копеек.
Наименование объекта закупки - "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт правой нитки водовода диаметром 500 мм по ул. Левобережная от дома N10 до дома N18 (под лимит 2021 г.-2022 г.)"".
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 07.12.2021 заключен контракт N01262000004210054740001 (с номером реестровой записи 2312346047621000077) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт правой нитки водовода диаметром 500 мм по ул. Левобережная от дома N10 до дома N18 (под лимит 2021 г.-2022 г.)", цена которого составила 8 055 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Капитальный ремонт правой нитки водовода диаметром 500 мм по ул. Левобережная от дома N10 до дома N18 (под лимит 2021 г. - 2022 г.)" (далее - Объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью. Согласно 1.1 типовых условий контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ по Объекту в соответствии с условиями настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по Контракту, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 1.6.1 Контракта Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, оборудования, механизмов, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности и охраны окружающей среды, требованиями миграционного контроля, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ.
В соответствии с пунктом 1.6.2 Контракта Подрядчик получил и изучил все материалы, связанные с заключением Контракта, включая все приложения к нему, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ, в полном объеме. Подрядчик признает правильность и достаточность цены, предусмотренной Контрактом, для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего Контракта, а также в отношении всех прочих вопросов, разрешение которых необходимо для надлежащего выполнения работ. Соответственно, Подрядчик не претендует ни на какие-либо дополнительные платежи по указанному в Контракте объему работ, а также не освобождается ни от каких-либо обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.
Согласно пункту 3.1 Контракта Сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Сроки выполнения работ по Контракту:
начало выполнения работ: не позднее 5 дней с даты заключения контракта;
окончание выполнения работ: 30 июня 2022 г.
Подрядчик с согласия Заказчика имеет право завершить выполнение работ в более короткий срок, чем предусмотрено Контрактом.
Согласно пункту 7.1 Контракта расчет за фактически выполненные обязательства по настоящему Контракту производится в соответствии с графиком оплаты выполненных по Контракту работ (Приложение N 4) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1).
Согласно пункту 7.3 Контракта Заказчик обязуется оплачивать выполненные по контракту работы на основании сметы контракта и графика оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 6.1 Контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.4 Контракта первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный и подписанный в установленном контрактом порядке.
Согласно пункту 15.6 Контракта при исполнении Контракта изменение его условий допускается в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ. Все изменения и дополнения к настоящему Контракту считаются действительными, если оформлены в надлежащем порядке и подписаны сторонами.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика отметил, что ввиду невозможности осуществления работ в зимний период при больших отрицательных температурах и возможности промерзания действующего трубопровода, Сторонами было принято решение о продлении сроков выполнения работ, о чем Стороны 03.02.2022 г. заключили дополнительное соглашение N1 к Контракту об изменении условий ранее заключенного контракта.
Дополнительным соглашением к Контракту изменены приложения N1 (график выполнения строительно-монтажных работ по объекту) и приложение N4 (график оплаты выполненных строительно-монтажных работ по объекту).
Согласно сведений ЕИС и письменным возражениям представителя ООО "ГЛАВХАУС" Подрядчик выполнял работы поэтапно в соответствии с условиями заключенного Контракта, сдавал Заказчику отдельные этапы работ, которые были приняты и оплачены Заказчиком, а именно: Акт N1 по форме КС-2 о приемке выполненных работ от 20.12.2021 на сумму 941 916 рублей 10 копеек со Справкой N1 о стоимости выполненных работ и затрат от 20.12.2021 по форме КС-3 на сумму 941 916 рублей 10 копеек были оплачены Заказчиком в полном объеме платежным поручением N710427 от 30.12.2021; Акт N2 по форме КС-2 о приемке выполненных работ от 23.05.2021 на сумму 4 163 677 рублей 32 копеек со Справкой N2 о стоимости выполненных работ и затрат от 23.05.2022 по форме КС-3 на сумму 4 163 677 рубля 32 копейки были оплачены Заказчиком в полном объеме платежным поручением N307549 от 08.06.2022.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика отметил, что в ходе выполнения работ Подрядчиком было выявлено несоответствие проектной документации и локального сметного расчета, размещенных в составе конкурсной документации в ЕИС, а также рабочей документации, выданной в производство работ, фактическим объемам работ на объекте, о чем Подрядчик письмом от 25.04.2022 уведомил Заказчика посредством направления Уведомления по электронной почте (копия письма и скриншот отправки представлены в материалы дела).
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Письмом от 06.05.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика по средствам электронной почты был направлен рабочий проект на согласование с Подрядчиком (скриншот полученного письма представлен в материалы дела).
В письменных возражениях Подрядчиком представлена последующая переписка с Заказчиком (копии писем представлены в материалы дела).
21.06.2022 Заказчик электронным письмом направил Подрядчику информационное письмо от 25.04.2022 г. за N1414 с просьбой применить измененный проект, не приложив сам проект.
24.06.2022 в адрес электронной почты Подрядчика был направлен проект для принятия Подрядчиком в работу.
Подрядчик в письменных возражениях уточнил, что решения по указанному проекту не могли быть выполнены ввиду фактического изменения как объемов, установленных Контрактом, так и изменения фактических отводов и несовпадения проектных решений с осью трубопровода.
Письмом Исх. N7 от 27.06.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке работ до устранения выявленных нарушений, предоставления Подрядчику согласованной и утвержденной проектно-сметной документации с соответствующим дополнительным соглашением к Контракту, изменяющему его существенные условия.
Письмом Исх. N10 от 30.06.2022 Подрядчик повторно обратился к Заказчику с просьбой предоставить дополнительное соглашение к Контракту с приложением утвержденной проектно-сметной документацией на дополнительные работы, а также обеспечить предоставление ордера на земляные работы.
Также письмом Исх. N11 от 30.06.2022 повторно было направлено Уведомление о приостановлении работ N3 по независящим от Подрядчика причинам.
Заказчик письмом Исх. N2489 от 30.06.2022 в ответ на Уведомление о приостановке работ (Исх. N7 от 27.06.2022) выразил согласие на внесение изменений в проектно-сметную документацию без приложения соответствующей документации и сметного расчета на дополнительные работы.
Дополнительно в ответ на Уведомление о приостановке работ Исх. N7 от 27.06.2022 Заказчик Письмом Исх. N2582 от 05.07.2022 отправил откорректированную проектно-сметную документацию.
Подрядчик в письменных возражениях уточнил, что данная проектно-сметная документация не содержала сметного расчета по измененным решениям и не установленным Контрактом работам.
Письмом Исх. N13 от 13.07.2022 Заказчик повторно (Приостановление работ N4) был уведомлен о необходимости предоставления сметного расчета на дополнительные работы в соответствии с п. п. 2.2.-2.5 Контракта.
Письмом Исх. N14 от 12.07.2022 Заказчик был проинформирован о наличии неиспользованного материала (Труба ПРОТЕКТ RC II ПЭ 100-RC/ПЭ 100+SDR 17-400*23.7*1,8), вызванное несоответствием конкурсной проектной документации фактическим видам работ, что влечет на стороне Подрядчика убытки по причине не востребованности закупленного материала сторонними организациями.
Письмом Исх. N15 от 15.07.2022 Заказчику повторно нарочно были переданы документы, подтверждающие объем выполненных работ Подрядчиком по форме КС-2 и КС-3, акты освидетельствования скрытых работ, с просьбой принять и оплатить фактически выполненные работы.
Подрядчик письмом Исх. N22 от 09.08.2022 направлена просьба Заказчику созвать комиссию для передачи материала на строительной площадке и фиксации объемов выполненных до приостановки работ.
12.08.2022 Подрядчик Исх. N24 направил Заказчику претензию с повторным приложением Актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 с приложением необходимой исполнительной документации.
Письмом Исх. N3786 от 05.09.2022 Заказчик отказал Подрядчику, указав на то, что материалы и работы будут фиксироваться после расторжения Контракта.
Письмом Исх. N3600 от 26.08.2022 г. Заказчик отказал в подписании направленных актов.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что передал Заказчику весь объем исполнительной документации 15.07.2022. Все замечания, указанные в июле 2022 г., были устранены, несогласие Заказчика с датами отчетных документов не свидетельствует о невыполнении работ в заявленный период.
Заказчиком в материалы дела представлена претензия (письмо N384 от 30.09.2022) с приложением копии расчета суммы пени, исходя из графика выполнения обязательств.
Из представленной переписки следует, что все вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что неисполнение обязательств по Контракту напрямую связано с действиями либо бездействием обеих сторон.
Вместе с тем, в материалы дела представлено исковое заявление о взыскании задолженности по контракту на выполнение строительно-монтажных работ, поданное ООО "ГЛАВХАУС" в Арбитражный суд Белгородской области.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке по причине нарушения Подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ по Объекту. Указанное решение размещено в ЕИС 27.09.2022.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 14.2. Контракта установлено, что Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведений ЕИС датой поступления Подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.09.2022, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 07.10.2022.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика внес уточнение, что 27.09.2022 Заказчиком с использованием единой информационной системы было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В этот же день решение было подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика и размещено в единой информационной системе, однако по причине технического сбоя ЕИС решение было размещено 28.09.2022.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежит считать 27.09.2022.
Согласно сведений ЕИС дата надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - 28.09.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, Контракт расторгнут 07.10.2022, в то время как, с учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе и пояснениям представителя Заказчика регламентированный срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 08.10.2022.
С учетом части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе и сведений ЕИС (дата надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта - 28.09.2022) регламентированный срок вступления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 11.10.2022.
Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы России от 14.03.2018 N РП/16764/18 (далее - Письмо ФАС) первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "ГЛАВХАУС" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 11.10.2022 (вх. от 12.10.2022 N 3787), что является надлежащим исполнением требований, предусмотренных частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "ГЛАВХАУС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - ГУП БО "Белгородский областной водоканал" нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 октября 2022 г. N 031/06/104-580/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022