Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Гранит" на действия Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на устройство и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ Тобольского района. (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300028822000033),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В своей жалобе заявитель приводит следующие доводы:
- ледовая переправа не является автомобильной дорогой в связи с чем требования к участнику о наличии опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, капитальному ремонту является неправомерным;
- в закупке отсутствуют проекты ледовых переправ, которые необходимо построить согласно техническому заданию;
- заказчик не установил обязательное требование о необходимости оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением;
- заказчик в нарушение правил свою обязанность по направлению заявления-декларации установленную Приказом МЧС России N731 от 30.09.2020 возложил на подрядчика;
- заказчик не установил обязательное наличие стационарных или передвижных пунктов обогрева, служебных помещений, а также их оборудование средствами связи и тягачом для возможной эвакуации вышедших из строя транспортных средств с территории ледовой переправы.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя, считают, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, предоставили письменные пояснения (письмо от 11.10.2022).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Администраця Тобольского муниципального района Тюменской области, являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах заказчика на устройство и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ Тобольского района. Начальная (максимальная) цена контракта 31 745 042,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 29.09.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300028822000033.
Довод заявителя относительно того, что ледовая переправа не является автомобильной дорогой в связи с чем требования к участнику о наличии опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, капитальному ремонту является неправомерным, Комиссия считает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте Н части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закон о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закон о контрактной системе, если иное не предусмотрено Закон о контрактной системе.
Как указано в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 заказчику при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, надлежит устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Так, объектом закупки является выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ Тобольского района.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе II - "Техническое задание".
Согласно Техническому заданию объем выполняемых работ - устройство и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ Тобольском района - 1 условная единица, в том числе: работы по устройству автозимников и ледовых переправ и их содержанию.
Протяженность зимних автомобильных дорог, подлежащих устройству составляет 381,8 км., ледовых переправ (общее количество 8) - 115 м.
Соответственно Извещение о проведении закупки содержит не только выполнение работ по устройству и содержанию ледовых переправ, но и автомобильных дорог.
Представитель заказчика указал, что определение зимней автомобильной дороги закреплено в "ГОСТе Р 58948-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2020 N 468-ст) (далее- ГОСТ Р 58948-2020).
Настоящим стандартом установлены технические правила устройства и содержания зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ, предназначенных для сезонного движения автотранспортных средств неограниченного круга лиц.
В пункте 3.2 раздела 3 ГОСТ Р 58948-2020 закреплено, что зимняя автомобильная дорога (автозимник): сезонная автомобильная дорога, состоящая из конструктивных элементов, предназначенных для движения транспортных средств, с покрытием проезжей части изо льда, уплотненного снега и льда или проложенная по замерзшему льду рек и озер.
В то же время, в актах, регулирующих автомобильные дороги, в том числе в Приказе Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" не содержится положений, исключающих его применение к зимним автомобильным дорогам.
Следовательно, при проведении работ на зимних автомобильных дорогах в части, неурегулированной ГОСТ Р 58948-2020, необходимо руководствоваться общими положениями для автомобильных дорог.
Кроме того, в ГОСТ Р 58948-2-2 в разделе 2 приведены нормативные ссылки на ГОСТы, касающиеся автомобильных дорог общего пользования, что также свидетельствует о том, что помимо ГОСТа Р 58948-2020, при проведении работ на зимних автомобильных работах необходимо руководствоваться общими положениями для автомобильных дорог.
В работы по устройству автозимника, входят планировка грунтового основания полотна дороги и устройство снежного полотна, которое заключается в постепенном наращивании снежного полотна в течение зимы на подготовленном грунтовом основании и устройстве снежных насыпей в начале зимы с последующим регулярным уплотнением свежевыпавшего снега.
Капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и других дорожных сооружений.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения (ледовые автозиники), производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Из указанных определений следует, что зимняя автомобильная дорога является автомобильной дорогой.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что, заказчик правомерно установил дополнительные требования к участникам закупки на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии с требованиями позиции 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Довод заявителя относительно того в закупке отсутствуют проекты ледовых переправ, которые необходимо построить согласно техническому заданию, Комиссия признает необоснованным, учитывая следующее.
Приказом Росстандарта от 06.08.2020 г. N 468-ст утвержден ГОСТ Р 58948-2020, который вводит классификацию зимников и ледовых переправ, регламентирует проведение изыскательских работ с учетом применения современного оборудования, устанавливает правила устройства и содержания сухопутных автозимников, ледовых автозимников и переправ.
ГОСТ Р 58948-2020 устанавливает технические правила устройства и содержания зимних автомобильных дорог (далее - автозимников) и ледовых переправ, предназначенных для сезонного движения автотранспортных средств неограниченного круга лиц.
Требования настоящего стандарта распространяются к изысканиям и проектированию на вновь устраиваемых автозимниках и ледовых переправах.
ГОСТ Р 58948-2020 содержит специальные нормы, касающиеся только зимних автомобильных дорог и не распространяется на автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие круглогодичное автотранспортное сообщение (раздел 1 ГОСТ Р 58948-2020).
Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.010-98 разработаны ГП РОСДОРНИИ на основе текста, представленного институтом Гипротюменьнефтегаз, с учетом материалов и опыта ГП Росдорнии в области ремонта и содержания дорог, мостов, паромных и ледовых переправ общего пользования, круглогодичного сообщения. Кроме того, в Инструкции учтены требования ВСН 24-88 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", ВСН 137-89 "Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" и других нормативных документов отрасли. Инструкция ВСН 137-89 "Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" утратил силу в связи с изданием "Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утв. Письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ИС.
Согласно пункту 1.1 раздела общих положений ОДН 218.010-98 указанная Инструкция предназначена лишь для инженерно-технического и обслуживающего персонала, занятого изысканием, проектированием, строительством и эксплуатацией ледовых переправ на сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, на временных зимних автодорогах и т.д.
Ледовая переправа -это искусственное дорожное сооружение, устраиваемое на автомобильной дороге общего пользования круглогодичного действия или сухопутном автозимнике, обеспечивающее переправу по ледяному покрову водных препятствий, а ледовый автозимник: зимняя автомобильная дорога, устроенная по ледяному покрову рек, озер и морей.
Стандарт содержит классификацию автозимников по следующим критериям:
- по категориям (Iз, IIз, IIIз);- по периодичности эксплуатации (регулярные, временные, разового пользования);- по расположению на местности (сухопутные и ледовые);- по продолжительности использования (обычные и с продленным сроком эксплуатации).
Ледовые переправы классифицируются по протяженности (малые, средние и большие) и по продолжительности эксплуатации (регулярные, разового пользования).
Представитель Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области указал, что ледовые автозимники (переправы) Заказчика является малыми протяженностью до 100 м (8 ледовых автозимников общей протяженностью 115-м), разового пользования, с малой интенсивностью движения автотранспортных средств.
Таким образом, ГОСТ Р 58948-2020, в том числе ОДН 218.010-98 не предусматривает обязанность Заказчика при устройстве автозимников и ледовых переправ (автозимников) имеющие статус "малые" разрабатывать проекты переправ.
При этом, согласно у Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" устройство автозимника относится к капитальному ремонту.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 12.2 данной статьи установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Из вышеуказанных положений Градостроительного Кодекса РФ следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, заказчик вправе не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации "Смета капитального строительства".
В составе проводимой закупки на устройство и содержание автозимников и ледовых переправ Тобольского района на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены локальные сметные расчеты объекта, техническое задание с указанием объема работ, необходимым для использования в ходе выполнения работ, проект контракта.
Довод заявителя о том, что заказчик не установил обязательное требование о необходимости оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением, Комиссия признает необоснованным, учитывая следующее.
Представитель заказчика указал, что необходимость оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением будет определяется по согласованию с заказчиком.
В соответствии с подпунктом 9.4.7 "ГОСТ Р 58948-2020 при эксплуатации ледовых переправ в темное время суток въезды (выезды) на них и места посадки (высадки) пассажиров должны иметь искусственное освещение. Для обозначения ширины проезжей части ледовой переправы рекомендуется установка вех со светоотражающей маркировкой.
Согласно подпункту 9.4.7 "ГОСТ Р 58948-2020 необходимость оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением определяется по согласованию с заказчиком. При отсутствии освещения установка вех со светоотражающей маркировкой обязательна.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что необходимость оборудования въездов (выездов) на малые ледовые переправы в темное время суток искусственным освещением определяется по согласованию с заказчиком в связи с чем отсутствует необходимость обязательного установления оспариваемого заявителем требования.
В части довода заявителя о том, что обязанность по направлению заявления-декларации установленную Приказом МЧС России N731 от 30.09.2020 возложена на подрядчика, Комиссия указывает, следующее.
Представитель заказчика указал, что переправы, ледовые переправы и наплавные мосты являются поднадзорными объектами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, входящими в состав территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учет переправ, ледовых переправ и наплавных мостов осуществляется подразделениями ГИМС МЧС России.
Ежегодно перед началом использования переправ, ледовых переправ и наплавных мостов их владельцы направляют в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию объекта.
Заявление-декларация представляется правообладателем объекта в подразделение ГИМС МЧС России по месту его нахождения не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты начала эксплуатации объекта, указанной в заявлении-декларации.
В документе указывается дата открытия объекта, его координаты и адрес сайта, протяжённость, а также ожидаемое число проезжающих машин в сутки. Кроме того, декларация служит подтверждением, что собственник позаботился о безопасности людей, которые будут пользоваться переправой или мостом.
Срок открытия объекта зависит от срока окончания работ по устройству автозимников и ледовых переправ (автозимников) Подрядчиком.
В техническом задании Заказчика, в пункте 10.2.указано: "Перед началом использования ледовых переправ не менее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты начала эксплуатации Подрядчик направляет в подразделение ГИМС МЧС России по месту нахождения объекта заявление-декларацию объекта (ледовой переправы) (Приказ МЧС России от 30.09.2020 N 731 "Об утверждении Правил пользования переправами и наплавными мостами в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.10.2020 N 60608)."
Заявление - декларацию готовит Заказчик после устройства автозимника и в случае необходимости предоставляет Подрядчику для направления в Главное управление МЧС России по Тюменской области по доверенности заказчика. (Письмо Главное управление МЧС России по Тюменской области прилагается).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в силу пункта 10.2. Технического задания Подрядчик лишь направляет заявление-декларацию в соответствующий орган, составляет заявление - декларацию непосредственно Заказчик.
В связи с чем, Комиссия не усматривает каких-либо нарушений со стороны Заказчика в части определения условия лишь по направлению такого документа подрядчиком.
Довод заявителя о том, что заказчик не установил обязательное наличие стационарных или передвижных пунктов обогрева, служебных помещений, а также их оборудование средствами связи и тягачом для возможной эвакуации вышедших из строя транспортных средств с территории ледовой переправы, Комиссия признает необоснованным, учитывая, что в соответствии с п. 9.4.6. "ГОСТа Р 58948-2020 необходимость оборудования малых ледовых переправ приведенными объектами определяется по согласованию с заказчиком.
Так, согласно подпункту 9.4.6. "ГОСТ Р 58948-2020 большие и средние ледовые переправы следует обустраивать для обеспечения комплексного обслуживания участников дорожного движения при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения следующими элементами: искусственным освещением на местах въезда (съезда), мест ожидания, обогрева; помещением для ожидания и обогрева пассажиров; средством связи; светофором; биотуалетом; мусорным баком; ящиком с песком; щитом со спасательным оборудованием; передвижной электростанцией; специализированной емкостью для сбора сточных вод. Участки въездов (выездов) на больших и средних ледовых переправах также обустраивают шлагбаумом и пропускным пунктом. Необходимость оборудования малых ледовых переправ приведенными объектами определяется по согласованию с заказчиком.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гранит" на действия Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области при проведении электронного аукциона на устройство и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ Тобольского района. (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300028822000033) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 12 октября 2022 г. N 072/06/44/175/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2022