Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения национальной гимназии "Айыы Кыьата" городского округа "город Якутск" (далее также - МОБУ национальной гимназии "АЙЫЫ КЫЬАТА" городского округа "город Якутск", заказчик): ... (представитель по доверенности);
уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - Окружная администрация г. Якутска, уполномоченный орган): ... (представитель по доверенности);
заявителя индивидуального предпринимателя Неустроева Петра Борисовича (далее - ИП Неустроев П.Б. заявитель): ..., ..., ... (представители по доверенностям), ... после перерыва не подключилась;
рассмотрев жалобу ИП Неустроева П.Б. на действия (бездействие) заказчика МОБУ национальной гимназии "АЙЫЫ КЫЬАТА" городского округа "город Якутск", конкурсной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания (извещение N 0116300000122000965), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Неустроева П.Б. на действия заказчика, конкурсной комиссии уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения дела представители ИП Неустроева П.Б. пояснили, что:
1. Обжалуются положения конкурсной документации в части критериев оценки.
2. Обжалуются действия конкурсной комиссии уполномоченного органа, выразившиеся в нарушении прав и законных интересов участника закупки.
3. Участнику закупки ИП Неустроеву П.Б. не были предоставлены разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика, уполномоченного органа с жалобой не согласились.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300000122000965 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 09.09.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 864 175,40 рублей;
4. На участие в закупке подано 2 заявки (из них соответствует требованиям: 2; отклонено:0)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения дела Комиссия антимонопольного органа сделала перерыв в рассмотрении жалобы сначала до 18.10.2022, затем до 19.10.2022 для представления сторонами дополнительных документов и пояснений по жалобе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя не подлежащей рассмотрению по следующим основаниям.
1. Довод жалобы в части обжалования положений документации, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Последний день приема заявок на участие в электронном аукционе, по данным с сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 26.09.2022 года. Поскольку жалоба ИП Неустроева П.Б. поступила в адрес Якутского УФАС России 10.10.2022 года, по истечении установленного срока, довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
Довод жалобы признан не подлежащим рассмотрению.
2. Довод жалобы в части обжалования действий конкурсной комиссии уполномоченного органа, выразившиеся в нарушении прав и законных интересов участника закупки, признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
В своей жалобе заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок заказчика нарушен порядок оценки заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктом 3 и пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Согласно пункту 1.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России 727/14 от 19.11.2014 г. (далее также - Регламент) контрольный орган исполняет государственную функцию, в том числе в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3.33 Регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии, при этом указанным пунктом Регламента также предусмотрено, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки заявок, окончательных предложений.
Следовательно, у Комиссии отсутствуют полномочия по осуществлению рассмотрения жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3, 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки таких заявок.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий комиссии уполномоченного органа в части применения установленного в извещении порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлен порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оценки заявок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Абзацем 1 пункта 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абзацу 1 пункта 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с пунктом 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "ЭД N 5 Критерии оценки заявок".docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "качественная характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
"Начисление баллов по показателю "Качество оказания услуг" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
10% |
Качественные характеристики объекта закупки |
100% |
Характеристика N 1 (наличие у участников закупки сертификата соответствия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии системы добровольной сертификации ГОСТ Р или "Система качества ЕАС".) |
100% |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки, предусмотренная п. 22, пп "а" п. 23 Положения:
Сведения, представленные в заявке, должны быть подтверждены документально в соответствии с разделом III настоящего электронного документа, при отсутствии подтверждающих документов по показателю критерия оценки присваивается 0 баллов |
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок конкурсной комиссии уполномоченного органа заявке заявителя по показателю критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено 0 балов.
На рассмотрении дела представитель уполномоченного органа пояснил, что 0 баллов было присвоено заявителю в соответствии с положением части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе в первой части заявки заявителя отсутствовало приложение по критерию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ. Данное требование так же было установлено пунктом 1 раздела 1 Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в отрытом конкурсе в электронной форме Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Комиссия антимонопольного органа для всестороннего рассмотрения дела был направлен запрос оператору торговой площадки для предоставления всех документов в составе заявок участников закупки.
Анализ первой части заявки заявителя показал, что в ней отсутствовал сертификат соответствия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии системы добровольной сертификации ГОСТ Р или "Система качества ЕАС".
Таким образом конкурсная комиссия уполномоченного органа действовала в рамках положений, установленных Законом о контрактной системой и порядком оценки участников закупки.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "а" пункту 28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления определено, что согласно извещению проведении открытого конкурса в электронной форме от 09.09.2022 г. N 0116300000122000965 заказчиком установлен, в том числе следующий порядок оценки заявок участников закупки по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров" и "Общее количество исполненных участником закупки договоров".
К оценке принимаются документы в совокупности и в целом:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Электронные образы указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (и приложениями к дополнительным соглашениям) при их наличии. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов данный договор не учитывается при оценке, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При этом представленные документы должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых электронных документов или электронных образов бумажных документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Датой исполнения договора, представленного к оценке, является дата фактически оказанных услуг/ выполненных работ /поставленных товаров, указанная в приемочном документе. Оценке не подлежат договоры на выполнение работ/ оказания услуг/ поставку товара, по которым продолжаются (являются незавершенными). Стоимость договора, указанная в актах, должна совпадать со стоимостью, указанной в договоре, либо в дополнительном соглашении, или ином документе, подписанном всеми Сторонами договора.
К оценке принимаются исключительно исполненные договора, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
В составе жалобы заявитель указывает, что комиссией уполномоченного органа нарушен порядок оценки заявки заявителя по вышеуказанным детализирующим показателям, так как в составе заявки участником было представлено к оценке большое количество договоров, соответствующих предмету закупки, однако, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.10.2022 N 139, заявке Заявителя присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии Управления представитель уполномоченного органа пояснил, что в подтверждение опыта заявителем было представлено 8 договоров, однако комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа не были приняты к учету ввиду того, что отсутствовали акты выполненных работ на полную сумму договоров.
Таким образом, с учетом не предоставления заявителем полного перечня документов, установленных положениями конкурсной документации, по данным показателям, заявке Заявителя было присвоено 0 баллов.
Комиссией Управления при проверке договоров установила следующее, что в составе заявки заявителя было представлено 8 договоров, при этом сумма актов сдачи-приемки выполненных работ не соответствовали сумме приложенных договоров (в некоторых актах установлены опечатки в реквизитах договоров, в связи с чем невозможно определить к какому договору соответствует приложенный документ).
На основании вышеизложенного у комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать конкурсную комиссию уполномоченного органа нарушившей положения Закона о контрактной системе.
3. Довод жалобы в части того, что участнику закупки ИП Неустроеву П.Б. не были предоставлены разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 18 статьи 48 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ходе заседания Комиссии представители ИП Неустроева П.Б. пояснили, что участнику не были предоставлены разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на запрос от разъяснений от 08.10.2022
Вместе с тем, в материалы дела уполномоченным органом были представлены доказательства (скриншот) направления разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 10.10.2022 года, в срок, установленный Законом о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604, Положение) для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пунктам 17, 18, 19 Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В Критериях и показателях оценки заявок на участие в закупке заказчиком установлено следующее:
Проанализировав установленный заказчиком детализирующий показатель оценки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление Заказчиком в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок детализирующего показателя "Наличие у участников закупки сертификата соответствия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии системы добровольной сертификации ГОСТ-Р или "система качества ЕАС" свидетельствует об ограничении заказчиком участников закупки, поскольку в преимущественном положении оказываются хозяйствующие субъекты, имеющие вышеуказанные сертификаты требуемых СДС, перед хозяйствующими субъектами, имеющими сертификаты иных СДС.
Применения данного порядка оценки заявок влечет за собой нарушение принципа равноправия, создает неравные стартовые условия для участников закупки.
Установление таких требований также могло повлиять на оценку заявки участника закупки ИП Неустроева П.Б., предоставившего в составе заявки сертификат соответствия системы добровольной сертификации ГОСТ Р, так как по этому критерию комиссией было бы принято решение выставить заявке ИП Неустроева П.Б. 0 баллов, в связи с тем, что сертификат соответствия не был выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии системы.
Таким образом, данный детализирующий показатель критерия оценки заявок участников закупки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены Заказчиком с нарушением требований части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Так, одним из критериев оценки заявок, установленных заказчиком является "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В отношении данного критерия установлено 2 (два) детализирующих показателя:
- общая цена исполненных участником закупки договоров, формула оценки которого установлена в соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Положения;
- общее количество исполненных участником закупки договоров, формула оценки которого установлена в соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Положения.
Начальная максимальная цена контракта составляет 4 864 175,40 рублей.
В показателе "общая цена исполненных участником закупки договоров" заказчиком установлены "предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров" в размере 3 000 000,00 рублей (т.е. в размере, почти равном размеру НМЦК) и "предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров" в размере 10 000 000,00 рублей (т.е. в размере, превышающем в 2 раза размер НМЦК).
В тоже время, заказчиком не представлено правовое обоснование установления таких требований.
В показателе "общее количество исполненных участником закупки договоров", установлены "предельное минимальное значение показателя количество договоров, установленное заказчиком, равное 3 договорам" и "предельное минимальное значение показателя количество договоров, установленное заказчиком, равное 10 договорам".
В тоже время, заказчиком не представлено правовое обоснование установления таких требований.
Изучив указанный порядок оценки, очевидно, что такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, ограничивает участников закупки, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Приложением ЭД N 5 Критерии оценки заявок к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении критерия оценки "Квалификация участника закупки" в части требований к предъявляемым участниками закупки документам, установлено следующее:
"Электронные образы актов оказанных услуг, выполненных работ должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего стоимость исполненного договора, для каждого приложенного договора.
Электронные образы указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (и приложениями к дополнительным соглашениям) при их наличии. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов данный договор не учитывается при оценке, за исключением случая, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При этом представленные документы должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых электронных документов или электронных образов бумажных документов, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Для предоставляемого участником закупки по данному показателю оценки договора, заключенного в электронной форме, участником предоставляется электронный документ, в том числе включающий в себя информацию об электронной подписи каждой из сторон.
Датой исполнения договора, представленного к оценке, является дата фактически оказанных услуг/ выполненных работ /поставленных товаров, указанная в приемочном документе. Оценке не подлежат договоры на выполнение работ/ оказания услуг/ поставку товара, по которым продолжаются (являются незавершенными). Стоимость договора, указанная в актах, должна совпадать со стоимостью, указанной в договоре, либо в дополнительном соглашении, или ином документе, подписанном всеми Сторонами договора.
К оценке принимаются исключительно исполненные договора, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в процедуре, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", вычисляется умножением на значимость критерия.
Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе, которого присвоен первый номер.
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
Изучив требования, установленные заказчиком Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлен избыточный перечень документов и сведений, которые участник закупки должен предоставить в качестве подтверждения опыта, не содержащийся в Постановлении Правительства N 2604.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 16 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604) для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пунктам 17, 18, 19 Постановления N 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Согласно пункту 24 Постановления N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В Критериях и показателях оценки заявок на участие в закупке заказчиком установлено следующее:
Проанализировав установленный заказчиком детализирующий показатель оценки, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что установление Заказчиком в конкурсной документации детализирующего показателя "Наличие у участников закупки сертификата соответствия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии системы добровольной сертификации ГОСТ-Р или "система качества ЕАС" в критерии оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" неправомерно, так как данный детализирующий показатель не характеризует объект закупки, а относится к деловой репутации участника закупки и должен быть установлен в критерии оценки "квалификация участников закупки".
Комиссия Якутского УФАС России также полагает, что вышеуказанные действия могли привести к неправильной оценке заявок участников, в связи с применением различных формул присвоения баллов по каждом критерию.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 2 статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В выявленных нарушениях заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Неустроева П.Б. на действия (бездействие) заказчика МОБУ национальной гимназии "АЙЫЫ КЫЬАТА" городского округа "город Якутск", конкурсной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации г. Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по организации горячего питания (извещение N 0116300000122000965) не подлежащей рассмотрению. Довод в части непредоставления разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан необоснованным.
2. Признать заказчика МОБУ национальной гимназии "АЙЫЫ КЫЬАТА" городского округа "город Якутск" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по организации горячего питания (извещение N 0116300000122000965) нарушившим часть 2 статьи 8, часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МОБУ национальной гимназии "АЙЫЫ КЫЬАТА" городского округа "город Якутск обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 октября 2022 г. N 014/06/48-1486/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022