Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике - Гареев Д.Р.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Садрисламова Н.Н.;
В присутствии представителей посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГБУ РБ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров РБ"
- Могилевский Г.А. (доверенность);
В соответствии с обращением МВД по РБ и в соответствии п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в отношении Заказчика при заключении контрактов N 2024500431621000020, 2024500431621000024, 2024500431621000021, 2024500431621000022 и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан N 237/22.
У С Т А Н О В И Л А:
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
В обращении МВД по РБ указано, что ГБУ РБ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров РБ" заключило контракты с единственными поставщиками на проведение мероприятий по уничтожению и подавлению очагов непарного шелкопряда в режиме ЧС без проведения аукционов.
На заседании комиссии было установлено следующее, что ГБУ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан" на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организовало проведение мероприятий по уничтожению или подавлению очагов непарного шелкопряда в режиме ЧС без проведения аукционов безальтернативно выбранными исполнителями (единственными поставщиками) на площади 237,7 тыс. га с ООО "ГАРД-Сервис", ООО "РусАвиа" и ООО "АвиаХим Юг".
На основании распоряжения Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 4-р от "О выделении средств из нераспределенного резерва субвенций федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части осуществления мероприятий по уничтожению или подавлению численности шелкопряда непарного на территории Республики Башкортостан" выделено 259 298 600 рублей. На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 405-р от на вышеуказанные цели выделено 65 000 000 рублей из бюджета Республики Башкортостан.
12.05.2021 года Распоряжением N РГ-124 Главы Республики Башкортостан до особого распоряжения введен режим чрезвычайной ситуации за территориях отдельных муниципальных районов Республики Башкортостан в связи с массовым размножением очагов непарного шелкопряда на отдельных территориях Республики Башкортостан, а именно, на Баймакского, Зилаирского, Зианчуринского, Кугарчинского, Хайбуллинского районов Республики Башкортостан, установлен региональный уровень реагирования.
Режим ЧС введен на основании проведенных в период с 16.04.2021 по контрольных лесопатологических исследований, которые свидетельствовали о 100 % выходе вредителя и необходимости срочной обработки.
12.05.2021 года до ГБУ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров по РБ" доведено государственное задание о необходимости организации работ по ликвидации очагов вредных организмов путем уничтожения или подавления численности вредных организмов авиационным способом биологическим и химическим методами, а также наземным способом биологическим и химическим методами на территории Зилаирского, Хайбуллинского, Зианчуринского, Кугарчинского, Баймакского районов Республики Башкортостан на общей площади 182 691 гектаров.
ГБУ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров по РБ" направлены коммерческие запросы с целью определения наименьшей предложенной стоимости выполнения работ в адрес ООО "ДДД-Адонис", ООО "Гард-Сервис", ИП "Арсланов Валерий Винарович, ООО АК "Русавиа", ООО "АвиаХим-ЮГ", ООО АК "ЛайтЭир", ООО АП "РегионАвиа", АО "Казанское Авиа предприятие".
По итогам рассмотрения коммерческих предложений, были определены поставщики услуг - ООО "Гард-Сервис", ООО АК "Русавиа", ООО "АвиаХим- ЮГ", которые предложили наименьшую стоимость.
В последующем, на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ от 05.04.2013 между ГБУ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров Республики Башкортостан" и ООО "Гард Сервис" (ИНН 0276129763), ООО АК "Русавиа" (ИНН 0245952720), ООО "Авиахим-Юг" ИНН 2635803318) заключены следующие государственные контракты: N 2024500431621000020 от N 2024500431621000024 от 26.05.2021, N 2024500431621000021 от 2024500431621000022 от 21.05.2021.
В соответствии с Разъяснениями N 3 Президиума ФАС России "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах", утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 N 3, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
Кроме того, согласно "Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере", утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.
Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 N Ф10-2426/2017 по делу N А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю "полноту сбора доказательств, их "весомость" как в отдельности, так и в совокупности".
Кроме того, для квалификации действий, как нарушающих абзац 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо также установить факт ограничения или возможности ограничения такими действиями конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых допускается возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закреплен в статье 93 Закона о контрактной системе. Одним из таких случаев является закупка работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Аналогичная позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 306-КГ18-10294 по делу N А65-2262/2017.
Определение исполнителя по контрактам на выполнение работ по ликвидации очагов шелкопряда подразумевает проведение торгов, непроведение которых может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Введение 12.05.2021 режима чрезвычайной ситуации в рассматриваемом случае не может стопроцентно свидетельствовать о нецелесообразности проведения торгов, в связи с тем, что исходя из материалов рассматриваемого дела информация об обнаружении на территории Республики Башкортостан очагов шелкопряда была известна еще в апреле 2021.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Следовательно, у ГБУ "Центр предупреждения и тушения лесных пожаров по РБ" имелось некоторое количество времени для своевременного проведения торгов на право заключения контракта на выполнение работ по ликвидации очагов шелкопряда.
Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции - органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).
Согласно ст. 16 Закона о защите конкуренции Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции - органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает решение передать материалы дела должностному лицу для принятия мер антимонопольного реагирования.
Руководствуясь п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Передать материалы дела должностному лицу для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Гареев Д.Р.
Садрисламова Н.Н.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 октября 2022 г. N ТО 002/06/99-1717/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022