Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N3433-ИП/22 от 13.10.2022), о включении сведений об ИП Марченков Даниил Дмитриевич в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 01.08.2022 был заключен контракт N 23 на оказание услуг по разработке мобильного приложения ГБУ ЛО "МФЦ" (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 285 000,00 рублей (при НМЦК в 1 000 000,00 рублей).
Из обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 27.09.2022, Контракт считается расторгнутым.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте, а также через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 10.1. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п. 1.1. 1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: по созданию иной информационной системы (далее - услуги, Система), а заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно Контракта:
- 1.2. Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
- 1.3. Место оказания Услуг: в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
- 1.4. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 15.09.2022.
При этом в соответствии с пунктом 4.1 Контракта сдача и приемка оказанных услуг осуществляется по окончании каждого отчетного периода (один месяц).
Пунктом 11.1. установлено, что настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует по "31" декабря 2022 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику необходима разработка подсистемы: Мобильное приложение - предназначенное для удаленного оказания государственных и муниципальных услуг с использованием ресурсов мобильных телефонов и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Заявителей.
Оказание услуг направлено на достижение следующих целей:
- обеспечение функционирования Мобильного приложения МФЦ;
- минимизация рисков потери данных при передаче через Мобильное приложение;
- минимизация рисков нарушения конфиденциальности данных и несанкционированного доступа к программным средствам МФЦ;
- контентное наполнение Мобильного приложения;
- повышение качества оказания услуг средствами Мобильного приложения;
- повышений компетенций персонала Системы относительно функциональных возможностей и правил использования Мобильного приложения.
Состав оказываемых услуг, компоненты приложения и структура имеются в Описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к услугам, которые должны соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложений к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов было принято 27.09.2022 в связи с тем, что Участник разработку мобильного приложения не осуществил.
Из материалов дела следует, что Контракт заключен 01.08.2021.
В установленный Контрактом срок отчетного периода информация о ходе и результатах выполнения работ по Контракту в адрес ГБУ ЛО "МФЦ" не поступила, в связи с чем 01.09.2022 в адрес Исполнителя направлена претензия N ИСХ-1118/2022 с требованием сообщить запрашиваемую информацию.
Из материалов дела следует, что ответ на указанную претензию в ГБУ ЛО "МФЦ" не поступил.
По истечении срока исполнения обязательств, а именно 16.09.2022 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию NИСХ-1168/2022, в которой предложил в соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ срок для выполнения обязательств по Контракту до 26.09.2022.
21.09.2022 Заказчик получил от Участника гарантийное письмо исх. N 218 от 19.09.2022, в котором последний гарантировал оказание услуг до 25.09.2022.
Из пояснений Заказчика следует, что он пошел Участнику навстречу и предоставил запрашиваемый срок, вместе с тем мобильное приложение в дополнительный срок не разработано.
Поскольку Исполнитель не реагировал на претензии, гарантийное обязательство не исполнил, Заказчик 27.092.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также из текста обращения Заказчика следует, что в установленный срок, Участник не устранил причины принятия одностороннего отказа, услуги не оказаны в полном объеме, Исполнитель не реагирует ни на телефонные звонки, ни на письма, действия (бездействия) Исполнителя создают угрозу нормального функционирования Заказчика в 2022-2023 годах, поскольку, с учетом функций Заказчика, мобильное приложение нацелено на максимальное получение государственных и муниципальных услуг населением Ленинградской области.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, согласно данным ЕИС получено 29.09.2022 в 19.29 (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=1063947).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны исполняться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки оказания услуг были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (субподрядчиками, третьими лицами и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги вообще не оказаны для Заказчика, при этом Участник самостоятельно снизился более чем на 70% от НМЦК.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в разработке мобильного приложения, нанесен значительный ущерб, выраженный в создании угрозы нормального функционирования, поскольку Заказчик нуждается в предоставлению населению Ленинградской области качественных государственных и муниципальных услуг, кроме того Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Марченков Даниил Дмитриевич в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 октября 2022 г. N 047/06/104-3032/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022