Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N3411-ИП/22 от 13.10.2022) о включении сведений об ИП Перфильева Татьяна Анатольевна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.
Из материалов дела Ленинградского УФАС следует, что Заказчиком 18.03.2022 в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по научно-технической обработке документов в органах исполнительной власти Ленинградской области и транспортировке документов для передачи на государственное хранение (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона, 04.04.2022 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 33/22 (далее - Контракт)
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС, следует, что 26.09.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Ленинградского УФАС указал, что с одной стороны односторонний отказ принят правомерно, однако Заказчик оставляет вопрос включения данного Участника в РНП на усмотрение Ленинградского УФАС, поскольку часть услуг выполнены и приняты, Предприниматель не скрывался, присутствовал на совещаниях, пытался урегулировать часть разногласий, однако с учетом отставания от графика, оказать услуги для всех комитетов до 15.12.2022 объективно стало невозможно.
Участник со своей стороны не представил письменных пояснений Ленинградскому УФАС, сославшись на то, что устных пояснений представителя достаточно. Комиссия не поддерживает подобный подход и отмечает, что Уведомлением запрашивало письменную позицию и документы Предпринимателя, которое было им проигнорировано, тем не менее оснований не рассматривать дело в настоящем случае не имеется.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым самостоятельно выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Контракту.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В ходе ознакомления с документами и данными в ЕИС, Комиссия выявила расхождение данных Заказчика на бумажном носителе с данными Единой информационной системы.
Так согласно данным Заказчика на бумажном носителе, Контракт на дату обращения (то есть 13.10.2022) расторгнут, однако согласно ЕИС Контракт на 18.10.2022, то есть на дату заседания Комиссии, значится в статусе: "Исполнение" (что подтверждается страницей: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reest rNumber=2470000033122000030&contractInfoId=75925539).
Комиссия выявила, что ни решение об одностороннем отказе, ни информация о расторжении Контракта, на 18.10.2022 Заказчиком не размещалась в ЕИС (то есть по данным официального сайта, Контракт является действующим: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrN umber=2470000033122000030&contractInfoId=75925539).
Согласно ч. 12 ст. 4 Закона о контрактной системе в случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 - 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.
Таким образом при отсутствии данных о расторжении Контракта в ЕИС и наличие данных о том, что Контракт находится в стадии "Исполнение", Комиссия считает, что данные Заказчика на бумажном носителе не подтверждаются информацией открытого источника, предназначенного для полного, открытого и достоверного получения данных в сфере закупок по 44-ФЗ, а именно Единой информационной Системой, которой в первую очередь руководствуется контролирующий орган.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Согласно пп. а п. 15. Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Таким образом, в настоящем деле Комиссия считает, что Контракт на момент заседания является действующим, следовательно, оснований для включения в РНП не имеется.
Комиссией также изучила материалы дела и установила, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор об исполнении обязательств.
Комиссия не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку ввиду того, что это не входит в ее компетенцию.
В настоящем решении предметом оценки является исключительно поведение Участника, то есть Комиссия по обращению Заказчика рассматривала применение такой меры публичной ответственности, как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года, с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе анализа документов, писем в материалах дела Комиссия находит подтверждение того, что Участник взаимодействовал с Заказчиком, принимал участие в совещаниях и начало исполнять свои обязательства.
Согласно п. 1.1. Контракта исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать услуги по научно-технической обработке документов в органах исполнительной власти Ленинградской области и транспортировке документов для передачи на государственное хранение (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
По п. 1.4. Контракта срок оказания услуг: со дня подписания Контракта по 15 декабря 2022 года.
При этом согласно п. 1.5. Контракта получателями Услуг являются органы исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с Описанием объекта закупки (Далее - ОИВ ЛО) (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Из позиции Заказчика следует, что:
Участник нарушил обязательства, поскольку в оказании услуг было задействовано мало представителей, происходило постоянно отставание от графика, в ходе работ фиксировалось ненадлежащее качество (порча документов в ходе работы с архивом), связи с чем и было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из позиции Участника следует, что:
Участник считает, что исполнял обязанности всеми имеющимися у него силами, намеренно он уклонялся от исполнения Контракта, присутствовал на всех совещаниях, часть услуг была оказана, с частью комитетов были сложности во взаимодействии (не представлен список дел, необходимый для работы, отсутствует необходимое лицо и т.д.), штрафные санкции оплачивал добровольно.
Комиссия не занимая чью-либо сторону по данному спору, находит необходимым учесть, что между Участником и Заказчиком возникли разногласия, а поскольку Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которая могла оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Исходя из всего вышеизложенного Комиссия делает вывод, что разрешение ситуации могло быть достигнуто более тесным взаимодействием сторон.
Комиссия изучив представленные документы считает возможным, с одной стороны, согласится с позицией Заказчика в том, что у него действительно были основания принимать решение об одностороннем отказе, поскольку отставание от графика имело место быть, как и ряд иных нарушений однако, с другой стороны, Комиссия действиях Участника не усматривает прямого умысла сорвать исполнение обязательств и намеренно уклониться от обязательств, кроме того, гипотетически Предприниматель мог увеличить темпы оказания услуг и завершить их до 15.12.2022.
Учитывая все вышеизложенное и тот факт, что на дату заседания, то есть на 18.10.2022, Контракт в ЕИС находится в статусе: "Исполнение", то есть является действующим,а следовательно, Комиссия в соответствии с Письмом ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 и п. 15 Правил руководствуется тем, что основания для включения сведений об Участнике у антимонопольного органа отсутствуют.
Поскольку данные на бумажном номителе не подтверждаются информацией открытого источника, предназначенного для полного, открытого и достоверного получения данных в сфере закупок по 44-ФЗ, а именно Единой информационной Системой, Комиссия обоснованно руководствуется тем, что оснований включать сведения об Участнике в РНП при действующем Контракте не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
не включать сведения об Индивидуальный предприниматель Перфильева Татьяна Анатольевна в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленный законом срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 октября 2022 г. N 047/06/104-3030/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022