Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 18.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145100002422000014 на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 170 360,00 рублей.
По результатам электронного аукциона 08.06.2022 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 14/22 (далее - Контракт).
Цена Контракта по результатам аукциона составила: 2 755 152,05 рублей.
Таким образом, Комиссией Ленинградского УФАС установлен факт того, что Участник стал победителем со снижением цены Контракта в 34%.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.09.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте указанной в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.1. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что в соответствии с п. 1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке помещений и прилегающих территорий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в 2022 году (Далее - Услуги).
При этом согласно Контракта:
- 1.2. Услуги, выполняемые по настоящему Контракту, требования, предъявляемые к ним, виды, содержание и объем услуг, срок их оказания, стоимость и другие условия определяются в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту), калькуляции услуг, предоставляемой Исполнителем в соответствии с п.2.1. Контракта. Исполнитель оказывает услуги в соответствии с условиями настоящего Контракта и приложениями к нему.
- 1.3. Место оказания услуг (адреса объектов): в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
- 11.2. Услуги по уборке помещений и прилегающей территории Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области оказываются с 01.07.2022 по 31.12.2022 г., либо до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии с 4.3. Контракта сдача результатов оказанных услуг Исполнителем, и их приёмка Заказчиком оформляется путем подписания Акта оказанных услуг ежемесячно. При положительном результате принятия оказанных услуг Заказчик обязан принять результат оказанных услуг и подписать Акт оказанных услуг и один экземпляр передать Исполнителю в течение семи рабочих дней со дня его получения.
В соответствии с 4.4. Контракта в случае, когда услуги выполнены Исполнителем с отступлениями от Контракта, обнаружения Заказчиком факта несоответствия качества услуг требованиям, предусмотренным Контрактом либо требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего вида, Заказчик вправе отказаться от подписания акта оказанных услуг и, не позднее 3-х рабочих дней в письменной форме направить Исполнителю мотивированный отказ, с изложением причин отказа и перечнем выявленных недостатков. В этом случае Исполнитель обязан за свой счет в согласованные с Заказчиком сроки устранить выявленные недостатки и повторно предоставить акт оказанных услуг для подписания Заказчику. При отсутствии замечаний Заказчик подписывает акт оказанных услуг и возвращает один экземпляр Исполнителю.
В соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и приложениями к нему, перечень филиалов, подлежащих санитарному содержанию включает 20 адресов Заказчика. Полные потребности Заказчика по видам услуг установлены Приложением N1.
В виду п. 11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 декабря 2022 г., либо до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Из анализа Контракта и всех приложений, Комиссия установила, что Участник изначально знал о всех сроках, объемах и требованиях для оказания услуг.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от 30.09.2022 принято в связи с тем, что Участник оказывал услуги некачественно, а позднее вовсе перестал выходить на объекты, в связи с чем Заказчик, не получил тот результат, на который он рассчитывал при заключении Контракта.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие важные обстоятельства.
Согласно п. 3.1.2 Контракта Исполнитель обязан обеспечить качественное оказание услуг в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, с использованием расходных материалов, инвентаря, оборудования, инструмента высокого качества, соответствующего современным требованиям к такого рода услугам.
В соответствии с пунктом 5.3 Технического задания (описания объекта закупки), являющегося неотъемлемой частью Контракта, Исполнитель оказывает услуги по Контракту с даты заключения государственного контракта, но не ранее 01.07.2022 по 31.12.2022 включительно.
В п.6.2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту) в зависимости от видов предусмотрена периодичность оказываемых услуг, а именно: ежедневное исполнение, 2 раза в день, 2 раза в неделю, еженедельное, ежемесячное, ежеквартальное исполнение либо, либо по графику, согласованному с Заказчиком.
В соответствии с п.3.1.3 Контракта Исполнитель обязан в течение 2 (двух) рабочих дней с момента заключения Контракта предоставить Заказчику для согласования:
- график оказания услуг;
- количество и списочный состав персонала Исполнителя, выделенного для оказания услуг, предусмотренных Контрактом с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных;
- перечень оборудования, инвентаря и расходных материалов, предполагаемых к использованию для оказания услуг, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 3.1.4 Исполнитель обязан назначить лицо, уполномоченное действовать от имени Исполнителя, в отношениях по настоящему Контракту, которое должно обеспечить ежедневный контроль за производственной деятельностью персонала Исполнителя по качественному оказанию услуг по Контракту.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к оказанию услуг, а из цены Контракта в 2 755 152,05 рублей, стоимость исполненных обязательств, на дату заседания Комиссии составляет 918 384,01 рублей.
Вместе с тем, на протяжении всего скора исполнения обязательств Заказчиком выявлялись факты ненадлежащего исполнения Контракта, что подтверждает:
- Претензия от 11.07.2022 (исх/8894), акты проверки от 08.07.2022 и от 11.07.2022;
- Претензия от 21.07.2022 (исх/9409), акты проверки от 18.07.2022 (г. Бокситогорск, ул. Южная, 5а) и от 19.07.2022 (г.Тосно, пр. Ленина, 52);
- Претензия от 28.07.2022, (исх/9695), акт проверки от 27.07.2022;
- Претензия от 05.08.2022 (исх/10220), акт проверки от 03.08.2022;
- Претензия от 18.08. 2022 (исх/10745), акт проверки от 16.08.2022;
- Претензия от 19.08.2022 (исх/10805), акт проверки от 19.08.2022;
- Претензия от 24.08.2022 (исх/10978), акт проверки от 24.08.2022;
- Акт проверки выполнения обязательств и оказания услуг по контракту, составленный с приглашением Исполнителя, от 29.08.2022.
Из анализа вышеуказанных претензий и актов, Комиссия усматривает, что Заказчиком выявлены факты отступления от Контракта, ухудшающих результат работ и недостатков оказанных услуг Заказчиком были составлены акты проверки качества оказываемых услуг по Контракту и выставлены претензии путем размещения их в ЕИС с одновременным направлением Исполнителю.
На перечисленные претензии Исполнитель об устранении выявленных замечаний не ответил.
В связи с чем, Заказчиком 01.09.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (исх/11422), которое было сформировано и размещено в ЕИС.
09.09.2022 и 12.09.2022 Исполнителем представлены гарантийные письма Заказчику, в которых Исполнитель ссылается на сложную ситуацию, соглашается с выявленными нарушениями, просит отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и гарантирует в дальнейшем оказание услуг без отклонения от технического задания, надлежащего качества, а также оплату штрафов.
Принимая во внимание гарантии Исполнителя о последующем надлежащем исполнении услуг, 12.09.2022 Заказчиком было отозвано решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (Извещение в ЕИС размещено 12.09.2022).
Вместе с тем, Заказчиком начали повторно фиксироваться факты ненадлежащего исполнения Контракта и выставляться претензии:
- Претензия от 19.09.2022 (исх/10805);
- Претензия от 23.09.2022 (исх/12488);
- Претензия от 27.09.2022 (исх/12579);
- Претензия от 29.09.2022 (исх/12729).
С 27.09.2022 по 30.09.2022 Исполнитель вовсе не обеспечил выход персонала на объекты Заказчика, в связи с чем уборка помещений и прилегающих территорий в соответствии с контрактом не осуществлялась (невыплата Исполнителем заработной платы персоналу).
В связи с неисполнением Участником требований в претензиях, 30.09.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
Комиссия установила, что 30.09.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе, которое в этот же день размещено в ЕИС и уже 30.09.2022 в 16:21 (МСК) получено Исполнителем (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=638609).
Из обращения и письменных пояснений Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и указывал письмами на необходимость исполнить обязательства, поскольку нуждался в уборке, никаких препятствий для исполнения Контракта не предпринималось, наоборот, Заказчик готов был всячески способствовать исполнению Контракта, вместе с тем, на объектах уборка осуществлялась некачественно, именно:
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
2) Комиссия исходит из того, что подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью Контракта).
Весь объем услуг, требования к качеству и сроки были изначально известны Участнику, Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта.
Внимательно проанализировав положения Контракта, в составе которого имеется Приложение N1, Комиссия приходит к выводу, что Участник знал весь объем услуг, однако многочисленные претензии и акты Заказчика свидетельствуют о том, что весь объем услуг Участником не выполнялся, а с 27.09.2022 услуги вовсе перестали оказываться, в чем усматриваются признаки недобросовестного поведения Предпринимателя.
Анализ документов, уведомлений, писем, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны неоднократно предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта и начать осуществлять уборку со всеми требованиями.
3) Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту. При этом, объем оказанных услуг свидетельствует о том, что на момент принятия решения об одностороннем отказе, фактически, они оказаны не в полном объеме и некачественно.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% работ, частичное оказание услуг не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта.
Поскольку Заказчик нуждается в уборке во всех своих филиалах, а не в исполнении Участником какой-либо части Контракта, о чем Предпринимателю также сообщалось.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность начать выполнять уборку в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято.
Более того, Комиссия учитывает содействие Заказчика, поскольку первоначальное решение об одностороннем отказе по гарантийным письмам было отозвано, вместе с тем, фактически Участник не предпринял соответствующих мер, что привело к повторному принятию одностороннего отказа.
Таким образом, исполнение части обязательств не может являться для Комиссии доказательством добросовестности Участника, так как, Участник подписал Контракт, согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми положениями проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе и Контракта).
4) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что Услуги в соответствии с Контрактом в полном объеме и сроках не оказаны, что повлекло негативные последствия для Заказчика и создало предпосылки для угрозы нормального функционирования филиалов Заказчика (антисанитарные условия).
То есть, Комиссия приходит к выводу, что необходимая уборка оказался сорванной, а Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при подписании Контракта с Участником.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерные включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Пушко Александр Григорьевич в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 октября 2022 г. N 047/06/104-3054/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.10.2022