Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЭНЕРГОСИЛА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в комплекте с медицинским оборудованием - лот 22н (извещение N 0148200005422000610 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 335 363 749,16 рублей;
2) дата окончания подачи заявок - 18.10.2022.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены характеристики поставляемого товара.
Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" для товара "Автомобиль скорой медицинской помощи класса "В" в комплекте с медицинским оборудованием (901)" по показателю "Длина" установлено значение "Не более 5950 мм", по показателю "Ширина" установлено значение "Не менее 2068 мм", по показателю "Высота" установлено значение "Не более 3200 мм", по показателю "Розетка электрическая 220В для питания медицинского оборудования расположена в области центра левого борта" установлено значение "Не менее 3 Шт.", по показателю "Розетки электрическая 12В для питания медицинского оборудования расположена в области центра левого борта" установлено значение "Не менее 3 Шт.".
В соответствии с пунктом 5.1.2 ГОСТа 33665-2015 "Межгосударственный стандарт. Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний" Габаритные размеры автомобилей скорой медицинской помощи не должны превышать следующих значений:
"длина - 6500 мм (возможно увеличение длины транспортного средства в соответствии с требованиям стандартов, действующих на территории государств - членов Таможенного союза);
- высота - 4000 мм (без учета гибких антенн);
- ширина - 2200 мм (без учета наружных зеркал)".
Согласно пункту 5.6.5 в автомобилях скорой медицинской помощи классов B и C с наружной стороны должна быть установлена электрическая розетка на напряжение постоянного тока 12 В (24 В) или бортовой ввод на напряжение переменного тока 220 В (240 В) с преобразователем напряжения на 12 В (24 В) для обеспечения возможности зарядки аккумулятора (аккумуляторов) и электропитания других устройств.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Оспариваемые Заявителем требования к товару соответствуют ГОСТ и просто уточняют требования в его пределах: так, например, устанавливается снижение верхнего потолка показателей внешних габаритов автомобиля (длина, ширина и т.д.), увеличено минимальное количество розеток (ГОСТ регулирует только наличие внешней розетки, в то время как Заказчиком расширены требования также и на количество розеток внутри автомобиля). Таким образом, предъявляемые требования соответствуют ГОСТ и направлены на получение товара, обладающего улучшенными характеристиками и в большей степени соответствующего потребностям Заказчика
Более того, Заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе для описания объекта закупки используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены ГОСТ. Все оспариваемые требования введены с учетом требований ГОСТ, уточняют его требования (например, снижая верхний предел показателя)".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных характеристик к товару не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также неверно выбран код позиции КТРУ.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Подпунктом "а" пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
1) В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" установлены требования для товара "Аппарат искусственной вентиляции легких портативный", код позиции КТРУ 32.50.21.122-00000010 "Аппарат искусственной вентиляции легких, пневматический, многоразового использования".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, в КТРУ для товара "Аппарат искусственной вентиляции легких портативный" имеется позиция, соответствующая наименованию медицинского изделия, в том числе следующая 32.50.21.122-00000038.
На заседании Комиссии установлено, что датой начала обязательного применения вышеуказанной позиции КТРУ является 01.01.2023, при этом извещение о проведении закупки размещено 29.09.2022.
Изучив извещение о проведении о Аукциона, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части установления кода позиции КТРУ не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" установлены требования для товара "Укладка общепрофильная для оказания скорой медицинской помощи (в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2020 года N 1165н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи", без лекарственных препаратов)", код позиции КТРУ 21.20.24.170-00000004 "Набор первой медицинской помощи, содержащий лекарственные средства".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в комплекте с медицинским оборудованием - лот 22н.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В части неверного применения КТРУ к данному товару, Заказчик сообщает, что в требованиях к раскладке не применялись требования к лекарственным препаратам для ее наполнения, поскольку продажа лекарственных препаратов требует лицензии, в то время как она не обязательна для технического оснащения автомобиля скорой помощи. Таким образом, не включение лекарственных препаратов в комплектацию укладки было обусловлено не стремлением ограничить конкуренцию, а, напротив, расширить круг потенциальных поставщиков, учитывая особенности лицензирования поставки лекарственных препаратов. Используемый КТРУ не приводил к ограничениям конкуренции, использовался только для обоснования технических характеристик, не касающихся лекарственных препаратов; из предъявляемых требований по предъявляемым.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка автомобилей скорой медицинской помощи класса "В" в комплекте с медицинским оборудованием - лот 22н, код по ОКПД 2 - 29.10.59.160 - Автомобили скорой медицинской помощи.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона установлен запрет на допуск промышленных товаров в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно Приложению N 6 к Контракту "Описание объекта закупки", в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка автомобилей скорой медицинской помощи класса "В", в комплекте с медицинским оборудованием (901), в состав которых входят в том числе следующие товары: "Дефибриллятор - монитор", "Электрокардиограф 12 канальный", "Аппарат искусственной вентиляции легких портативный".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Применяемый Заявителем пп. "а" п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) (далее - Правила) не применим к данному случаю, поскольку он регулирует ограничения в области закупки электроники, а спорная продукция, закупаемая Заказчиком, не подпадает под такие ограничения по коду ОКПД-2 (см. п. 251-257 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд - утв. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).
Также, ограничения накладываются и Постановлением Правителсьтва РФ от 10.07.2019 N 878. В то же время, письмами Минпромторга России от 29.09.2021 N 83198/11 "О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878" и от 01.10.2021 г. N ПГ-11-9743 "О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878" разъяснено, что заказчикам необходимо осуществлять закупку радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с установлением в документации о закупке требований по национальному режиму в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В них напрямую указывается, что "по мнению Департамента, получение разрешения Минпромторга России на закупку радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в этом случае не требуется".
В таком случае, довод Заявителя о невозможности предъявить дополнительные требования в соответствии с пп. "б" п. 5 Правил представляется несостоятельным. В связи с этим, Заказчику следует только обосновать добросовестность предъявляемых дополнительных требований.
Заказчик поясняет, что электронное оборудование приобретается к комплекте с основным объектом закупки; данные объекты закупки не являются основными, и предъявление к ним дополнительных требований не влияет на выбор поставщика по закупке в целом. Кроме того, предъявление дополнительных требований должным образом обосновано".
Таким образом, учитывая, что объектом закупки является поставка автомобилей скорой медицинской помощи, действия Заказчика, установившего в извещении о проведении Аукциона запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616, при этом установившего дополнительные характеристики по товарам "Дефибриллятор - монитор", "Электрокардиограф 12 канальный", "Аппарат искусственной вентиляции легких портативный" с обоснованием необходимости использования дополнительных показателей не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товаров, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиком в Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к качественным и иным характеристикам товаров и их показателям, которые определяют соответствие потребностям заказчика" установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Материал изготовления корпуса АБС пластик или Анодированный алюминий", "Размеры укладки (ДШ
В)", "Угол раскрытия створок укладки".
Изучив документы и сведения Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований к товарам не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭНЕРГОСИЛА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 октября 2022 г. N 050/06/105-37676/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022