Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "ФОРТ-Л" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области "Мытищинский колледж" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса на оказание охранных услуг (извещение N 0348200087122000008 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Конкурса размещено 10.10.2022;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 9 198 000,00 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 26.10.2022.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к исполнителю.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
1) Заказчиком в форме "Список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов (далее - работник)" приложения 1 к Техническому заданию извещения о проведении Конкурса установлено требование о предоставлении СНИЛС сотрудников исполнителя, а именно:
N п/п |
ФИО работника |
Должность работника |
Сведения, подтверждающие право работника замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности |
СНИЛС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На заседание Комиссии, представитель Заказчика, представил письменные пояснения, согласно которым:
"Данное требование нарушает положения закона о персональных данных, а именно: Ст. 7 Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О персональных данных": "Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом."
В проекте контракта на данную закупку в пункте 2.1.3. указано, что Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего Контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее -Список).
Количество работников в Списке должно обеспечивать оказание услуг в объеме, установленном Техническим заданием, с учетом требований статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации.
В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный Список.
В пункте 2.1.4. указано, что по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 10 и подпунктом "б" пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
При этом в соответствии с Профессиональным стандартом Работника по обеспечению охраны образовательных организаций (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 1010н), а именно разделом 3.2. Обобщенная трудовая функция, к частному охраннику предъявляется требование к опыту практической работы не менее одного года работы в области охраны образовательных организаций на стационарных постах. Данный опыт может быть проверен путем предоставления копии трудовой книжки, либо путем запроса в пенсионный фонд РФ через СНИЛС. Т.к. колледж не запрашивает трудовые книжки предполагаемых работников и подтверждение их опыта у Исполнителя данная информация будет уточняться через пенсионный фонд РФ по данным СНИЛС. При этом запрашиваются данные ТОЛЬКО тех работников, которые непосредственно будут осуществлять охранную деятельность на объекте ПОСЛЕ заключения контракта и издании приказа о закреплении на объекте. При этом в техническом задании пункт 5.1 указанно, что исполнитель предоставляет эти данные после получения соответствующего согласия с работников, что не противоречит закону.
При этом Заказчик для идентификации сотрудников Исполнителя и допуска их на объект ОБЯЗАН запросить данные на предполагаемых охранников, что прямо указано в положениях контракта и законе о частной охранной деятельности. Указанные выше обстоятельства также подтверждают, что информация о сотрудниках исполнителя необходима Заказчику исключительно в объеме списка сотрудников, допускаемых на объект для исполнения услуг по договору.
Согласно позиции Верховного Суда России в определении от 21.08.2014 по делу N А05-10778/2013, субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала и соответствующего опыта).
Необходимым также отметить, что оспариваемые Заявителем положения документации относятся к исполнению обязательств по договору, а равно не влекут ограничение участников Закупки путем отклонения соответствующих заявок.
Условиями договора предусмотрено выполнение услуг силами исполнителя, соисполнителя, то есть сотрудниками указанных организаций, непосредственно выполняющими закупаемые услуги.
Таким образом, сведения предоставляются исключительно в отношении лиц, направляемых для исполнения договора на объектах Заказчика, фактически задействованных при оказании услуг на указанных объектах.
В рамках Предоставления информации данные предоставляются (п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2018 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), то есть подлежат раскрытию определенному кругу лиц), а не распространяются (и. 5 ст. 3 Закона о персональных данных, раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, то есть, их общедоступность). Таким образом, в соответствие с и. 4 и 5 ст. 5 Закона о персональных данных, объем персональных данных и ограничение круга лиц, которым они раскрываются, полностью соответствуют целям их обработки. Кроме того, пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена свобода договора, на основании которого граждане и юридические лица свободны в заключении договора и свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, а также в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Ограничение количества участников может быть при установлении каких-либо требований, приводящих к отклонению участников и не допускающих их на следующие стадии закупки, в договоре же установлены права и обязанности сторон договора, а не участников закупки, что не приводит к ограничению количества участников. Договор - это результат проведенной закупки, а не сама закупка, в договоре отсутствует конкуренция, так как это сделка двух конкретных хозяйствующих субъектов".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования о предоставлении СНИЛС сотрудников исполнителя не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) Заказчиком в Техническом задании приложения N 5 к Контракту извещения о проведении Конкурса установлены требования к предоставляемым документам, а именно:
".7. По требованию Заказчика:
- Копии удостоверений частных охранников, осуществляющих охрану объекта.
- Копии личных карточек частных охранников, осуществляющих охрану объекта.
- Копии медицинских книжек частных охранников, осуществляющих охрану объекта".
На заседание Комиссии, представитель Заказчика, представил письменные пояснения, согласно которым:
"В пункте 2.1.4. указано, что по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 10 и подпунктом "б" пункта 11 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498. Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
В соответствии с Приложением N5 к проекту контракта "Техническому заданию" следует, что согласно пункта 4.1.: "Исполнитель оказывает охранные услуги в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"; постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"; постановлением Правительства Московской области от 12.07.2016 N 530/24 "Об утверждении Порядка организации охраны объектов Московской области, осуществляемой за счет средств бюджета Московской области"; приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 N 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций"; лицензией на осуществление частной охранной деятельности, действующей на момент подачи заявки на участие в конкурсе (часть 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"; внутренними распорядительными документами по охране, действующими на объекте; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, регламентирующими вопросы частной охранной деятельности.".
В соответствии с перечисленными документами сформированы все остальные пункты Технического задания, а именно:
"4.2. Каждый частный охранник Исполнителя при оказании услуг охраны обязан:
4.2.1. Иметь удостоверение частного охранника, подтверждающего его правовой статус и квалификацию, а также личную карточку частного охранника, предусмотренные Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", и выданные в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе приказами Росгвардии от 28.06.2019 N 238 "Об утверждении Порядка выдачи личной карточки охранника" и от 28.06.2019 N 228 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника".
4.2.2. Иметь документ, удостоверяющий личность (в соответствии с законодательством Российской Федерации). Иметь медицинскую книжку установленного образца в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (при необходимости)."
Подробное описание порядка предоставления услуг по договору, а также перечень исчерпывающих сведений для его исполнения указан в Техническом задании к Контракту в соответствии с законодательством РФ, а именно:
"5. Порядок оказания услуг:
5.1. В срок, установленный подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Контракта, издать приказ о закреплении работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и предоставить Заказчику список закрепленных работников, составленный по форме согласно приложению 1 к Техническому заданию. Исполнитель обязан обеспечить получение согласия на обработку, передачу, хранение, распространение (в пользу органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации) персональных данных лиц, привлекаемых к исполнению Контракта.
5.2. Не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты и времени начала оказания услуг, установленной в Контракте, Исполнитель обязан:
предоставить выписку из приказа о закреплении работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов включить в документацию поста охраны".
5.5. На основании приказа о закреплении частных охранников за объектом охраны Исполнитель разрабатывает и утверждает график дежурства частных охранников на объекте охраны и согласовывает с руководством объекта охраны не позднее чем за 3 дня до наступления отчетного месяца.
6. Перечень документации на объекте охраны:
6.1. Наблюдательное дело:
6.1.1. Копия лицензии организации на осуществление частной охранной деятельности (копия) с указанием разрешенных видов охранных услуг, (для частных охранных организаций).
6.1.3. Копия Контракта на оказание охранных услуг с приложениями, являющимися неотъемлемой частью Контракта.
6.1.4. Копия должностной инструкции частного охранника на объекте с приложением листа ознакомления частного охранника с указанной должностной инструкцией.
6.1.9. График дежурства частных охранников на объекте охраны.
6.1.10. График подмены частных охранников на посту охраны на период его временного отсутствия (прием пищи и др.).
Копии документов наблюдательного дела и приложения к ним должны быть заверены подписью руководителя охранной организации и печатью охранной организации.
6.2. Служебная документация объекта охраны:
6.2.7. Копии удостоверений частных охранников, осуществляющих охрану объекта согласно приказу руководителя Исполнителя.
6.2.8. Выписка из приказа руководителя Исполнителя о назначении частных охранников и начальника объекта."
При этом в соответствии с Профессиональным стандартом Работника по обеспечению охраны образовательных организаций (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 1010н), а именно разделом 3.2. Обобщенная трудовая функция, в разделе особые условия допуска к работе указанно что частный охранник должен иметь следующий перечень документов:
- Медицинское заключение по результатам освидетельствования об отсутствии противопоказаний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
- Личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.
- Удостоверение частного охранника.
При этом в соответствии с СанПин т.к. заказчик является образовательным учреждением Медицинская книжка обязательна для всех сотрудников, находящихся в образовательном учреждении.
Также отмечаем, что копии документов запрашиваются ТОЛЬКО по необходимому для организации работы количеству и ТОЛЬКО в отношении работников, которые непосредственно осуществляют функцию охраны на объекте.
В рамках Предоставления информации данные предоставляются (п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2018 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), то есть подлежат раскрытию определенному кругу лиц), а не распространяются (п. 5 ст. 3 Закона о персональных данных, раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, то есть, их общедоступность). Таким образом, в соответствие с п. 4 и 5 ст. 5 Закона о персональных данных, объем персональных данных и ограничение круга лиц, которым они раскрываются, полностью соответствуют целям их обработки".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к предоставляемым документам не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "ФОРТ-Л" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 октября 2022 г. N 050/06/105-38525/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022