Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия УФАС, контрольный орган), рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод емкостного оборудования" (далее - ООО "ИЗЕО", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер", в отношении сведений о закупке N 0184300000422000216 (далее - закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении электронного аукциона (с изменениями) размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 07.10.2022;
2) Наименование объекта закупки - "Поставка инсинераторной установки в с. Хорей-Вер";
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 940 000.00 Российский рубль;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) Дата и время окончания срока подачи заявок - 17.10.2022 09:00;
6) Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.10.2022 NЦПА 1 на участие в закупке подано 4 ценовых предложения;
7) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 19.10.2022,
в присутствии представителя Уполномоченного органа, представителя Заявителя, участвовавших посредством системы видеоконференц-связи и действовавших на основании доверенностей, в отсутствие представителя Заказчика, в надлежащем порядке уведомленного о месте, времени рассмотрения дела, при проведении проверки и рассмотрении дела Комиссия контрольного органа
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении сведений о закупке N0184300000422000216 поступила жалоба Заявителя (вх. N 2587). Заявитель полагает, что в нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик незаконно требует предоставления документов, в частности действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации по термическому обезвреживанию и утилизации отходов, поскольку Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика доводы жалобы Заявителя считают необоснованными, предоставив письменные пояснения.
Комиссия контрольного органа, проверив изложенные доводы в жалобе Заявителя, подходит к их несостоятельности в силу следующих оснований.
На основании пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0184300000422000216 объектом закупки является поставка инсинераторной установки в с. Хорей-Вер".
В Извещения о проведении электронного аукциона, в приложении N 4 к Извещению о проведении электронного аукциона, в Информационной карте установлено, что для подтверждения соответствия поставляемого товара, требованиям, установленным в соответствии с подпунктом "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, участник закупки должен приложить в составе заявки на участие в электронном аукционе положительное заключение (или его копию) Государственной Экологической Экспертизы (ГЭЭ), с указанием в приложении разрешенных для утилизации видов отходов (ТКО): 1) 4 01 131 11 20 4 чипсы картофельные, утратившие потребительские свойства; 2) 4 01 652 11 30 4 мясные консервы в стеклянной таре, утратившие потребительские свойства; 3) 4 05 223 11 60 5 отходы бумаги и/или картона электроизоляционных без пропитки незагрязненные; 4) 4 05 931 31 52 4 подгузники и/или пеленки из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон загрязненные; 5) 4 51 816 11 51 4 тара стеклянная бракованная, загрязненная алкогольными напитками; 6) 8 19 911 11 70 4 отходы подготовки строительного участка, содержащие преимущественно древесину, бетон, железо; 7) 8 24 110 01 20 4 обрезь и лом гипсокартоновых листов; 8) 4 02 142 11 62 4 одеяла и/или пледы из синтетических волокон, утратившие потребительские свойства, незагрязненные; 9) 4 16 121 92 31 4 моющий водный раствор на основе анионных поверхностно-активных веществ, содержащий сульфаты и органические кислоты, утративший потребительские свойства; 10) 4 16 255 21 52 4 отходы и брак средств для дезодорирования и ароматизации воздуха в металлической упаковке; 11) 4 51 812 11 51 4 тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы; 12) 4 51 819 21 51 4 тара стеклянная, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%); 13) 4 68 211 11 51 4 тара алюминиевая, загрязненная монтажной пеной; 14) 4 68 211 12 52 3 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем монтажным; 15) 4 68 211 34 52 4 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе изопренового синтетического каучука; 16) 4 68 211 35 51 4 упаковка алюминиевая, загрязненная клеем на основе эпоксидных смол; 17) 4 68 211 37 51 4 тара алюминиевая, загрязненная полиуретановыми клеями и герметиками; 18) 8 27 921 11 29 3 отходы монтажной пены.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Закон об экологической экспертизе закрепляет презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (абзац 3 статья 3).
На основании пункта 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Пунктом 4 статьи 69 Закона "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.
Помимо прочего, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Положения N2290, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 28.02.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности") лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части для работ по обезвреживанию отходов I - IVклассов являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Кроме того, из пояснений Уполномоченного органа следует: "Статьей 30 Закона N 174-ФЗ установлен перечень нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, к которым в том числе относятся:
- непредставление документации на экологическую экспертизу;
- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ГЭЭ.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование (эксплуатация) инсинератора, не получившего положительного заключения ГЭЭ федерального уровня, содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Следовательно, в случае если объектом закупки является поставка инсинератора, то заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения ГЭЭ федерального уровня и о предоставлении такого заключения ГЭЭ федерального уровня на стадии определения поставщика.
В свою очередь, предоставление документа о соответствии товара требованиям законодательства лишь на стадии исполнения контракта, на что ссылается Заявитель, допускает возможность заключения контракта с лицом, неспособным к исполнению обязательств с учетом всех требований законодательства, и влечет для заказчика риск поставки товара, не отвечающего требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Отсутствие требования о включении положительного заключения экологической экспертизы в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки, что противоречит принципам добросовестной конкуренции".
Комиссия контрольного органа также считает необходимым отметить, что несоответствие поставляемой установки требованиям, установленным Извещением об осуществлении закупки в части соответствия документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт в пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе), повлечет за собой дополнительные издержки Заказчика, в виде необоснованного расходования бюджетных денежных средств, так и временные затраты, для разработки технической документации на инсинераторную установку и прохождения, получения положительного заключения в части ГЭЭ на инсинераторную установку. Отсутствие положительного заключения ГЭЭ лишает возможности Заказчика в законном получении обязательной разрешительной документации в части обращения с отходами производства и потребления, а именно получению Лицензии на обращение с отходами в части обезвреживания и/или утилизации отходов и как следствие невозможности использования оборудования.
Помимо прочего согласно протоколу подачи ценовых предложений от 17.10.2022 NЦПА 1 на участие в закупке ценовые предложения поступили от 4 участников. Кроме того, Заказчиком при составлении НМЦК получено 3 коммерческих предложения от разных поставщиков.
С учетом того, что спорный инсинератор, как блочно-модульная установка уничтожения биологических отходов, отходов ТКО, методом термической деструкции с передвижной (на колёсном движителе) энергетической установкой - электрическим генератором с приводом от дизельного двигателя внутреннего сгорания является новой техникой, вводимой в эксплуатацию, то и проект технической документации на нее должен пройти государственную экологическую экспертизу.
На основании изложенного, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу, что наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня является обязательным для приобретения инсинераторной установки согласно Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ижевский завод емкостного оборудования" на действия на действия Уполномоченного органа - Управление муниципального имущества Администрации муниципального района, Заказчика - Администрация муниципального района "Заполярный район" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки "Поставка инсинераторной установки в п. Хорей-Вер" (извещение N 0184300000422000216) необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 21 октября 2022 г. N 083/06/106-34/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022