На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Септико" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ НСО "ГП N 18" (далее - Заказчик N 1), ГКУ НСО "УКСис" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку салфеток антисептических спиртовых (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000622001468) (далее - Аукцион N 1); при проведении ГБУЗ НСО "ГИКБ N 1" (далее - Заказчик N 2), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских изделий: салфеток для очищения кожи, стерильных (номер извещения в ЕИС - 0851200000622001863) (далее - Аукцион N 2); при проведении ГБУЗ НСО "ГБ N 4" (далее - Заказчик N 3), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку бахил (номер извещения в ЕИС - 0851200000622002215) (далее - Аукцион N 3),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками NN 1-3, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1-3.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, взыскавшего плату за участие в Аукционах NN 1-3, превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об Аукционе N 1 (далее - Извещение N 1), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 1 размещено в ЕИС - 31.03.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 971 000 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 20.04.2022;
6) на участие в Аукционе N 1 подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 1 - 20.04.2022;
8) в период проведения Аукциона N 1 предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона N 1;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион N 1 признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 1 только одна заявка участника закупки признана соответствующей Извещению N 1 и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиком N 1 с Заявителем заключен государственный контракт от 04.05.2022 N 0851200000622001468 (далее - Контракт N 1).
В соответствии с извещением об Аукционе N 2 (далее - Извещение N 2), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 2 размещено в ЕИС - 13.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 992 640 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 25.04.2022;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 2 - 25.04.2022;
8) в период проведения Аукциона N 2 предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона N 2;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион N 2 признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 2 только одна заявка участника закупки признана соответствующей Извещению N 2 и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиком N 2 с Заявителем заключен государственный контракт от 12.05.2022 N 0851200000622001863 (далее - Контракт N 2).
В соответствии с извещением об Аукционе N 3 (далее - Извещение N 3), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 3 размещено в ЕИС - 25.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 906 500 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 11.05.2022;
6) на участие в Аукционе N 3 подано 14 заявок от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 3 - 11.05.2022;
8) в период проведения Аукциона N 3 предложения о цене контракта подавали 12 участников закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок 14 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения N 3 и Закону о контрактной системе;
10) Заказчиком N 3 с Заявителем заключен государственный контракт от 25.05.2022 N 0851200000622002215 (далее - Контракт N 3).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, взыскавшего плату за участие в Аукционах NN 1-3, превышающую размер, установленный Постановлением N 564.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 564 в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Согласно обращению Заявителя, Оператором электронной площадки по результатам проведения Аукционов NN 1-3 в адрес Заявителя, как победителю Аукционов NN 1-3, направлено уведомление о взыскании платы в размере 7 200 рублей, в дальнейшем взысканной со счета Заявителя.
Комиссией установлено, что Аукционы NN 1-3 проводились среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Оператором электронной площадки по факту заключения Заявителем Контрактов NN 1-3 по итогам проведения Аукционов NN 1-3 неправомерно взыскана плата с Заявителя, превышающая размер регламентированной платы за заключение контракта.
Кроме того, представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что налог на добавленную стоимость в размере 1200 рублей удержан Оператором электронной площадки ошибочно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 октября 2022 г. N П-381/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022