Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Жлукта А.Е.,
членов Комиссии:
заместителя начальника управления - начальника отдела нормативной работы Управления контроля размещения государственного заказа Матвеевой Л.С.,
советника правового отдела N 4 Управления контроля размещения государственного заказа Мерета А.В.,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Федеральной таможенной службы Кожуховой Е.С., Шалфеева Д.В., ООО "Силтек" Бурдоноса А.В., Вильде А.Г., представители АО "ЭТП ГПБ", заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Силтек" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению и поставке запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100001522000068) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки приложения к извещению о проведении Аукциона (далее - Технические требования).
2) в проекте государственного контракта извещения о проведении Аукциона (далее - Контракт) ненадлежащим образом установлен срок поставки товара.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.10.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.10.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная цена контракта) - 26 435 740 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 15301063941590049244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.10.2022;
6) на участие в Аукционе подана 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 32.
1.1. По мнению Заявителя, положения пункта 1.4 Технических требований Извещения противоречат пункту 1.2 Технических требований Извещения и ГОСТ 31282-2021 "Устройства пломбировочные" (далее - ГОСТ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 ГОСТ установлено, что данный ГОСТ распространяется на пломбировочные устройства и устанавливает их классификацию. Стандарт применяют при разработке и производстве пломбировочных устройств.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ для вида пломбировочного устройства "Н" (силовые) установлен диапазон растягивающих усилий "12kH < Fs20kH".
Таблицей 4 ГОСТ установлено, что для пломбировочного устройства по устойчивости к несанкционированному (криминальному) неразрушающему вскрытию установлен вид "Н1" подгруппы наивысшей устойчивости с нормой устойчивости "от 60 до 100 включ.".
Согласно пункту 1.2 Технических требований Извещения установлено требование к запорно-пломбировочному устройству (далее - ЗПУ), согласно которому вид ЗПУ по уровню механической защиты - "Н" (силовые) (таблица 2 - ГОСТ).
Пунктом 1.4 Технических требований Извещения установлено значение характеристики ЗПУ "подгруппа по устойчивости к несанкционированному (криминальному) "неразрушающему" вскрытию" - "Н1" (наивысшей устойчивости) (таблица 4 - ГОСТ).
Согласно пункту 4.1 ГОСТ на каждом уровне классификации деление осуществляют по наиболее значимым техническим классификационным признакам с буквенно-циферной системой кодирования.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что наиболее значимый технический классификационный признак закупаемого ЗПУ по устойчивости к несанкционированному (криминальному) "неразрушающему" вскрытию" "Н1", а по уровню механической защиты - "Н", в связи с чем Заказчиком в Технических требованиях Извещения установлены соответствующие значения характеристик ЗПУ, что обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.2. По мнению Заявителя, установленные Заказчиком характеристики ЗПУ в пункте 1.4 Технических требований Извещения противоречат характеристикам ЗПУ, указанным в пункте 1.3 Технических требований Извещения и ГОСТ.
Согласно таблице 3 ГОСТ ЗПУ вида "Н" относится к группе защитных свойств предельно стойкие, вид "С" - умеренной стойкости.
В соответствии с пунктом 1.3 Технических требований Извещения установлена группа по стойкости защитных свойств (уровень защиты от подмены и подделки) - "СН" (нормальной стойкости) (таблица 3 - ГОСТ).
Пунктом 1.4 Технических требований Извещения установлено значение характеристики ЗПУ "подгруппа по устойчивости к несанкционированному (криминальному) "неразрушающему" вскрытию" - "Н1" (наивысшей устойчивости) (таблица 4 - ГОСТ).
На заседании Комиссии Представители Заказчика пояснили, что требования к характеристикам ЗПУ установлены в соответствии с видами ЗПУ "С" и "Н" таблицы 2 ГОСТ и "Н1" 4 таблицы ГОСТ, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.3. По мнению Заявителя, характеристики ЗПУ, установленные Заказчиком в пункте 3.11 Технических требований Извещения, противоречат характеристикам, указанным в пункте 2.2 Технических требований Извещения и ГОСТ.
Согласно пункту 2.2 Технических требований Извещения ЗПУ по назначению является универсальным устройством одноразового применения. Конструкция ЗПУ не допускает снятие с запорного узла транспортного средства, контейнера, вагона и т.д. без разрушения конструкции и нарушения целостности ЗПУ, которая определяется как визуально, так и с применением приборов и специальных методов исследования. Конструкция ЗПУ исключает возможность повторного использования как самого ЗПУ, так и его составных частей после снятия.
Пунктом 3.11 Технических требований Извещения установлено, что конструкция ЗПУ должна исключать возможность: разборки ЗПУ на составные части и отделения деталей, имеющих индивидуальные контрольные знаки, без разрушения конструкции; изготовления ЗПУ вне производственных условий изготовителя; вскрытия без визуально фиксируемых следов при одновременном механическом воздействии, нагреве или охлаждении, применении поверхностно-активных веществ.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в требованиях к характеристикам ЗПУ, установленных пунктами 2.2, 3.11 Технических требований Извещения, отсутствуют противоречия, поскольку указанные требования дополняют друг друга. Кроме того, указанные характеристики в Технических требований Извещения подразумевают проведение исследования на предмет криминального вскрытия ЗПУ с применением следующих методов: визуальные, измерительные, аналитические, органолептические и инструментальные. Также сама конструкция ЗПУ должна исключать вскрытие без визуально фиксируемых следов при одновременном механическом воздействии.
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в пункте 3.3 Технических требований Извещения установлено значение характеристики "предельно допустимое растягивающее усилие", которое противоречит требованиям ГОСТ.
В соответствии таблицей 2 ГОСТ для вида пломбировочного устройства "Н" (силовые) установлен диапазон растягивающих усилий "12kH < Fs20kH".
В пункте 1.2 Технических требований Извещения Заказчиком установлено требование к ЗПУ, согласно которому вид ЗПУ по уровню механической защиты - "Н" (силовые) (таблица 2 - ГОСТ).
Согласно пункту 3.3 Технических требований Извещения Заказчиком установлено требование, в соответствии с которым ЗПУ остаются работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия от 5 кН до 14 кН, что не соответствует требованиям ГОСТ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего технические характеристики предмета закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1.5. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 3.8 Технических требований Извещения установлены характеристики ЗПУ, противоречащие характеристикам ЗПУ, указанным в пункте 1.6 Технических требований Извещения.
Согласно таблице 6 ГОСТ конструктивное исполнение ЗПУ "Моноблочное" представляет собой единую конструкцию, не требующую проведения дополнительных сборочных операций перед установкой и при пломбировании объекта.
Пунктом 1.4 Технических требований Извещения установлено, что детализация ЗПУ по конструктивному исполнению - "моноблочное" (таблица 6 - ГОСТ).
Согласно пункту 3.8 Технических требований Извещения способ фиксации охватывающего элемента механизма запирания ЗПУ должен осуществляться комбинированным способом (комбинацией из двух или трех способов): заклинивания, зацепления, закручивания.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что между требованиями к характеристикам ЗПУ, установленными пунктами 1.4 и 3.8 Технических требований Извещения, противоречия отсутствуют, поскольку конструктивное исполнение ЗПУ "Моноблочное" не исключает возможность использования способа фиксации "Закручивание".
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.6. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 4.3 Технических требований Извещения установлены характеристики ЗПУ, противоречащие характеристикам ЗПУ, указанным в пункте 1.4 Технических требований Извещения.
Таблицей 4 ГОСТ установлено, что для пломбировочного устройства по устойчивости к несанкционированному (криминальному) неразрушающему вскрытию установлен вид "Н1" подгруппы наивысшей устойчивости с нормой устойчивости "от 60 до 100 включ.".
Согласно пункту 1.4 Технических требований Извещения установлена подгруппа ЗПУ по устойчивости к несанкционированному (криминальному) "неразрушающему" вскрытию - "Н1" (наивысшей устойчивости) (таблица 4 - ГОСТ).
Пунктом 4.3 Технических требований Извещения установлена устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами), составляющих его элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на запирающий узел грузового помещения транспортного средства международной перевозки - код подгруппы "Н1" (наивысшая устойчивость) (по ГОСТ). Показатель устойчивости - от 60 до 100 включ. нормоминут.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к характеристикам ЗПУ установлены в соответствии с видами ЗПУ "Н1" таблицы 4 ГОСТ, в связи с чем показатель устойчивости установлен от 60 до 100 включ. нормоминут.
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.7. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 4.2 Технических требований Извещения установлены характеристики ЗПУ, противоречащие характеристикам ЗПУ, указанным в пункте 1.4 Технических требований Извещения.
Согласно пункту 1.4 Технических требований Извещения установлена подгруппа ЗПУ по устойчивости к несанкционированному (криминальному) "неразрушающему" вскрытию - "Н1" (наивысшей устойчивости) (таблица 4 - ГОСТ).
В соответствии с пунктом 4.2 Технических требований Извещения стойкость защитных свойств ЗПУ (уровень защиты от подмены и подделки) - группа "СН" (нормальной стойкости) (по ГОСТ). Идентификационные признаки, контролируемые визуально (свыше шести) и приборами (один) устанавливаются в соответствии с нормативной технической документацией на изготовление товара (такими признаками могут быть например: маркировка и способ её нанесения на корпусе ЗПУ (в том числе индивидуальный контрольный порядковый номер изделия), геометрические размеры, цвет, материалы, используемые при изготовлении, масса, защитные покрытия изделия и его составных частей, чистота обработки наружных поверхностей и прочие).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что наиболее значимый технический классификационный признак закупаемого ЗПУ по стойкости защитных свойств "Н1", а по стойкости защитных свойств ЗПУ (уровень защиты от подмены и подделки) - группа "СН", в связи с чем Заказчиком в Технических требованиях Извещения установлены соответствующие значения характеристик ЗПУ, что обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
1.8. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 3.4 Технических требований Извещения не установлено значение времени при испытании ЗПУ.
Пунктом 3.4 Технических требований Извещения установлено суммарное увеличение максимального размера петли, образованной гибким стальным многожильным канатом замкнутого ЗПУ, при воздействии предельно допустимого растягивающего усилия не превышает 20 мм.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что пункт 3.4 Технических требований Извещения установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика.
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, о наличии у Заказчика обязанности по установлению в Технических требованиях Извещения к ЗПУ характеристики "Время испытания".
1.9. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в пункте 3.10 Технических требований Извещения установлено значение характеристики "Канаты стальные", которое противоречит требованиям ГОСТ 3241-91 "Канаты стальные" (далее - ГОСТ 3241-91).
ГОСТ - 3241-91 распространяется на стальные канаты общего назначения, а также устанавливает их классификацию, например: по точности изготовления, по степени крутимости, по материалу сердечника.
В пункте 1.1.13 ГОСТ 3241-91 установлена одна из разновидностей канатов по назначению: грузолюдские (марок ВК, В) - ГЛ, грузовые - Г.
В соответствии с пунктом 3.10 Технических требований Извещения в ЗПУ должен применяться металлический канат диаметром от 2,5 до 5,0 мм. Канат должен соответствовать требованиям ГОСТ 3241-91.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что ГОСТ 3241-91 распространяется на стальные канаты общего назначения и не устанавливает его применение исключительно в области канатов, предназначенных для подъема (перемещения) людей и грузов.
Также представители Заказчика пояснили, что установление указанных характеристик обусловлено необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен срок исполнения обязательств Исполнителем по контракту.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что установленный Заказчиком срок исполнения обязательств по Контракту является недостаточным для поставки товара.
Согласно Извещению срок поставки товара с даты подписания Контракта до 28.11.2022.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок, указанный в Извещении, установлен в связи с потребностью заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком срок исполнения обязательств по Контракту не противоречит положениям Закона о контрактной системе и установлен в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Силтек" обоснованной в части пункта 1.4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 24.10.2022 по делу N 28/06/105-3239/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2022 г. N 28/06/105-3239/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022