Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка научно обоснованных предложений по нормативному правовому регулированию использования устройства контроля и поддержания состояния работоспособности водителя транспортного средства" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013922000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.10.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.10.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 29.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10304114732192002241;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.10.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 20.10.2022;
8) в результате рассмотрения вторых частей заявок, все заявки участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов - 21.10.2022;
10) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "114" с предложением о цене контракта в размере 15 000 000 рублей.
1.1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законом основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), поскольку по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исключительно государственные контракты.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 20 Положения установлено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Извещения Заказчиком установлено, что по Детализирующему показателю Критерия оценивается опыт участника Конкурса по успешному завершению контрактов, договоров, предусматривающих выполнение научно-исследовательских работ сопоставимого характера и объема в сфере транспорта.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено условие о том, что по Детализирующему показателю Критерия к оценке принимаются исключительно государственные контракты.
Изучив установленный порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса в рамках Детализирующего показателя Критерия, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемой части вышеуказанный порядок оценки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и пункту 20 Положения, поскольку к оценке принимаются в том числе договоры на выполнение работ сопоставимого характера и объема.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок Извещения не содержит условие об оценке гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), что не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Извещении порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП).
1.2. Согласно доводу Заявителя в порядке оценки заявок Извещения по Детализирующему показателю Критерия неправомерно установлено условие о том, что последний акт, составленный при исполнении контракта, предоставляемого к оценке в рамках Детализирующего показателя Критерия, должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.
Так, согласно порядку рассмотрения и оценки заявок Извещения установлено, что к оценке будут приняты исключительно исполненные договоры или контракты, в том числе при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) стоимостью (без учета привлеченных собственных средств) не менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта. Последний акт, составленный при исполнении представленного для оценки договора, должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем подпунктом "г" пункта 28 Положения также установлено, что последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, в связи с чем действия Заказчика, установившего условие о том, что последний акт должен быть подписан не ранее чем за 3 года, противоречат требованиям Положения.
Кроме того, Комиссией установлено, что Положением не предусмотрена возможность предъявления требования к минимальной стоимости исполненного контракта или договора, представляемого к оценке, в связи с чем действия Заказчика, установившего указанное требование противоречит требованиям пункта 28 Положения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащую информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Пунктом 1.3 проекта государственного контракта Извещения выполнение работ по государственному контракту выполняются в 2 этапа:
- 1 этап выполнения Работ: с даты заключения государственного контракта до 09.12.2022 включительно;
- 2 этап выполнения Работ: с 10.12.2022 до 10.02.2023.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении указано, что государственный контракт не разделен на этапы.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при формировании Извещения возникли технические неполадки, не позволяющие установить соответствующие положения в части этапов исполнения Контракта.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, указавшего в Извещении противоречивые сведения относительно этапов исполнения государственного контракта, нарушают пункт 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) установлено следующее: "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Вместе с тем согласно Извещению в пункте 6.2.12 проекта государственного контракта Извещения, Заказчиком установлен объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в размере не менее 35 % от цены контракта.
При этом, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1466 объем привлечения устанавливается Заказчиком в виде фиксированных процентов, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юридическая компания "Гарант" обоснованной в части установления Заказчиком условия о том, что последний акт, составленный при исполнении контракта, предоставляемого к оценке в рамках Детализирующего показателя Критерия, должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пунктов 8, 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.10.2022 N 28/06/105-3217/2022 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2022 г. N 28/06/105-3217/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022