На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО ЧОО "Леон" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчиков, Управления по размещению заказа Администрации города Байконур (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100062021000442) (далее - Аукцион N 1), при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур (номер извещения в ЕИС - 0348100062021000448) (далее - Аукцион N 2), при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур (номер извещения в ЕИС - 0348100062022000025) (далее - Аукцион N 3),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1-3.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Уполномоченного органа:
1) Заказчиками, Уполномоченным органом в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 неправомерно установлено требование о нахождении (локализации) подразделений исполнителя на территории комплекса "Байконур";
2) Заказчиками, Уполномоченным органом в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 неправомерно установлено требование к исполнителю по осуществлению оперативного реагирования мобильной группы, вооруженной служебным оружием.
Представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении
Аукционов NN 1-3 Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 17.10.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.10.2022.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчиков, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 1, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 1:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в ЕИС - 17.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 40 935 515,73 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Байконур;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 27.12.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки) Аукцион N 1 признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе N 1 не подано ни одной заявки.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 2, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 2:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 30.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 38 933 505,73 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Байконур;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 12.01.2022;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки)
Аукцион N 2 признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе N 2 не подано ни одной заявки.
В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона N 3, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Аукциону N 3:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в ЕИС - 08.02.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 143 889,86 руб.;
4) источник финансирования - бюджет города Байконур;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 16.02.2022;
6) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о проведении закупки) Аукцион N 3 признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе N 3 не подано ни одной заявки.
1. По мнению Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 неправомерно установлено требование о нахождении (локализации) подразделений исполнителя на территории комплекса "Байконур".
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о контрактной системе если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о контрактной системе, применяются правила международного договора.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2.17 технических заданий по Аукционам NN 1-3 для обеспечения оперативности решения возникающих вопросов организации охраны, замены сотрудников охраны, выставления дополнительных постов, прибытия мобильной группы (группы быстрого реагирования) необходимо нахождение (локализация) подразделений исполнителя на территории комплекса "Байконур".
На заседании Комиссии представители Заказчиков, Уполномоченного органа пояснили, что город Байконур имеет особый правовой статус, определенный международными договорами и соглашениями по комплексу "Байконур".
Так, в соответствии с пунктом 1.3 Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Казахстан от 10.12.1994 город Ленинск (ныне Байконур) -административно-территориальная единица Республики Казахстан, функционирующая в условиях аренды с размещенными на его территории объектами космодрома "Байконур", а также другими объектами, создающими необходимые коммунально-бытовые и социально-культурные условия для персонала космодрома "Байконур", членов их семей и других жителей города.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.1995 (далее - Соглашение) город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации,с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Кроме того, пунктом 1 статьи 14 Соглашения на территории города Байконур устанавливается особый режим безопасного функционирования объектов космодрома "Байконур", предприятий и организаций, а также проживания граждан, включающий:
- установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного комплекса;
- ограничение на въезд и выезд;
- ограничение на постоянное проживание граждан на его территории;
- ограничение заниматься определенными видами деятельности;
- ограничение на право передачи в собственность недвижимого имущества, вытекающее из ограничений на въезд и проживание.
При этом пунктом 3 статьи 14 Соглашения установлено, что условия особого режима пребывания в городе Байконур и работы на объектах космодрома "Байконур" оформляются в виде отдельного документа, который доводится администрацией города до всех предприятий, организаций, представительств и других хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения о порядке выдачи, переоформления, продления срока действия или прекращения действия разрешений на осуществление деятельности обособленных хозяйственных подразделений на территории города Байконур, утвержденного постановлением Главы администрации города Байконур от 05.06.2017 N 156, (далее - Положение о разрешении осуществления деятельности) разрешение выдается юридическому лицу, осуществляющему (высказавшему намерения осуществлять) хозяйственную деятельность на территории города Байконур через обособленное подразделение, прошедшее государственную регистрацию в установленном законодательством Российской Федерации порядке, независимо от вида обособленного подразделения и государственной принадлежности юридического лица.
На основании пункта 1.3 Положения о разрешении осуществления деятельности наличие разрешения дает право юридическому лицу в течение срока его действия заключать договоры подряда, аренды (субаренды), предоставления услуг при осуществлении деятельности на территории города Байконур, иные виды сделок, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление которых не противоречит условиям особого режима функционирования города Байконур, а также ходатайствовать о разрешении въезда и временного пребывания в город Байконур гражданам, трудоустраивающимся на работу в обособленные подразделения, а также продление временного пребывания работникам обособленного подразделения, получения специальных пропусков для въезда (выезда) в город Байконур, постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Байконур и в отселении на территорию Российской Федерации в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем согласно пункту 2.3 Положения о разрешении осуществления деятельности к заявлению в регистрационно-лицензионный отдел администрации города Байконур для получения разрешения в том числе прилагается копия документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (ИФНС России по городу и космодрому Байконуру).
При этом представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в случае победы в Аукционах NN 1-3 участникам закупок в целях оказания услуг по охране государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении администрации города Байконур, необходимо предпринять меры по надлежащему оформлению своей деятельности, деятельности своих сотрудников, а также въезду на территорию города Байконур.
Кроме того, представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили сведения и пояснили, что необходимая информация об особом правовом режиме функционирования города Байконур указана в пункте 11 технических заданий по Аукционам NN 1-3, в том числе указана ссылка на официальный сайт администрации города Байконур, где необходимая информация размещена в общем доступе.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа, установивших в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 требование о нахождении (локализации) подразделений исполнителя на территории комплекса "Байконур", не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. По мнению Заявителя, Заказчиками, Уполномоченным органом в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 неправомерно установлено требование к исполнителю по осуществлению оперативного реагирования мобильной группы, вооруженной служебным оружием, поскольку на территории города Байконур запрещено использование огнестрельного оружия в связи с нахождением на территории Казахстана.
На заседании Комиссии представители Заказчиков, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" от 04.10.1997 организация и обеспечение паспортно-визовой работы, лицензионно-разрешительной системы в сферах оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, средств типографской техники и цветного копирования, частной охранной и детективной деятельности, а также функции государственной автомобильной инспекции, вневедомственной охраны имущества на территории комплекса "Байконур" осуществляются правоохранительными органами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом представители Заказчиков, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что случаи и порядок применения огнестрельного оружия предусмотрены Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон
N 2487-1), Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.1 Типовой должностной инструкции охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации), утвержденной приложением Б к ГОСТ Р 58485-2019, на объекте охраны охранник образовательной организации (работник по обеспечению охраны образовательной организации) имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
При этом на заседании Комиссии установлено, что пунктом 9 технических заданий по Аукционам NN 1-3 установлено правовое регулирование описания объекта закупки, в том числе указаны Закон N 2487-1, Закон N 150-ФЗ,ГОСТ Р 58485-2019.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчиков, Уполномоченного органа, установивших в технических заданиях по Аукционам NN 1-3 требование к исполнителю по осуществлению оперативного реагирования мобильной группы, вооруженной служебным оружием, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать доводы ООО ЧОО "Леон" не нашедшими своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2022 г. N П-374/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2022