На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "а" ч. 19 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок_" (далее - Правила), обращения ООО "АДОНИС" и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 288-п от 11.10.2022 г., инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей ООО "АДОНИС" - (по доверенности);
представители Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены, заявили ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителей;
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены;
проведя внеплановую камеральную проверку на основании обращения ООО "АДОНИС" действий Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения N 0853500000322007956),
УСТАНОВИЛА:
10.10.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение ООО "АДОНИС" (далее - Заявитель) (вх. Оренбургского УФАС России N 9302 от 10.10.2022 г.), содержащее сведения о нарушении Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик, ГУ ГУДХОО) требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения N 0853500000322007956),.
Из обращения следует, что в нарушение ч. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе Заказчик установил требования к техническим характеристикам, не регламентированные нормативными документами. Также по мнению Заявителя, заказчик не верно указал требования к участникам закупки, а именно установил требования согласно ч. 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в то время как бюджетные средства направлены на повышение уровня обустройства автомобильных дорог и транспортной системы, Заказчик должен был установить требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
В письменных пояснениях Заказчик просил признать доводы Заявителя несостоятельными.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
22.09.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения N 0853500000322007956).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 449 799 400,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
1. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе определен перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0853500000322007956 заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
"5 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
5. 1 Требования в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта".
Согласно доводу Заявителя, Заказчик должен был установить требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
В п. 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" предусмотрено, что дополнительные требования к позициям 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 устанавливаются дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Согласно данным с сайта единой информационной системы и представленным материалам дела установлено, что предметом закупки является выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации.
Таким образом, вышеуказанный предмет закупки не подпадает под действие пункта 18 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571.
Следовательно, довод признается необоснованным.
2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, а также требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, в нарушение ч. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе Заказчик установил требования к техническим характеристикам, не регламентированные нормативными документами.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Следовательно, Заказчик в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе, самостоятельно сформировал объект закупки исходя из своих потребностей.
Также согласно пояснениям Заказчика, адаптивное управление светофорными объектами является неотъемлемой частью работы светофорного объекта и включена в пуско-наладочные работы, проводимые после установки тактических детекторов транспорта и модернизации светофорного объекта, по каждому адресу проведения работ.
Кроме того, заказчик пояснил, что решения в части подключения, монтажа разрабатываться в рамках разработки технической документации Подрядчиком при выполнении работ. Если на момент проведения работ по монтажу и пуско-наладке детекторов транспорта будет выявлено, что при монтаже детекторов транспорта на существующих опорах не выполняется их назначение - детектирование параметров транспортного потока, потребуется установка дополнительных опор, с целью выполнения функции детектора транспорта. Адреса план установки оборудования определен в Приложение 1 к Описанию объекта закупки.
Также заказчик в письменных пояснениях указал, что требований ГОСТ, указанных в пункте 1.6. Описания объекта закупки. Это ГОСТ Р 56294-2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем"; ГОСТ Р 56829-2015 "Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения".
Учитывая изложенное, Инспекция Оренбургского УФАС России считает доводы Заявителя о том, что Заказчиком установлены противоречивые технические характеристики, не регламентированные нормативными документами, а также не отвечающие требованиям государственных стандартов, неубедительными в связи с отсутствием документального подтверждения их обоснованности.
Кроме того, Инспекция Оренбургского УФАС России отмечает, что поскольку в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 учтены в т.ч. и положения ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предусматривающие универсальную стоимостную предквалификацию, и заказчиком установлены требования в соответствии c пунктом 4 Постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571, Заявитель - ООО "АДОНИС" - учитывая отсутствие опыта выполнения работ, аналогичных предмету закупки, в силу положений действующего законодательства о контрактной системе не может принять участие в закупке.
Вместе с тем, Инспекция Оренбургского УФАС России, учитывая, что Государственному учреждению "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" на основании решений по делу N 056/06/42-742/2022 от 13.10.2022 г., N 056/06/48-751/2022 от 21.10.2022 г. ранее уже выдано предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 7, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, полагает необходимым обратить внимание Заказчика на спорные положения описания объекта закупки с целью исключения фактов неоднозначного толкования положений технического задания.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 8, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в Оренбургской городской агломерации (номер извещения N 0853500000322007956) не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 октября 2022 г. N 08-09-56/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022