Резолютивная часть решения оглашена 26 октября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года
На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 289-п от 11.10.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Оренбургского УФАС России) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
представитель ООО "ГАРАНТ-М" - не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено,
представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская районная больница" - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области - не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено,
проведя внеплановую камеральную проверку действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения N 0153200000214014113),
УСТАНОВИЛА:
10.10.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ГАРАНТ-М" (далее - Общество, Участник) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения N 0153200000214014113) (далее - аукцион, закупка).
Из обращения Общества следует, что в 2014 году ООО "ГАРАНТ-М" принимало участие в Аукционе, для участия в котором было предусмотрено внесение участниками обеспечения заявки в размере 1 050,20 рублей, что составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта. Указанная сумма была заблокирована оператором электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" на соответствующем счете Участника. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 06.11.2014 г. N 0153200000214014113-1, на участие в Аукционе была подана единственная заявка ООО "ГАРАНТ-М", в связи с чем, в соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент проведения Аукциона).
Вместе с тем, Заказчиком в установленный Законом о контрактной системе срок и до настоящего времени не размещен проект государственного контракта для подписания его Участником. Несмотря на истечение предусмотренных законодательством сроков для заключения контракта, оператором электронной торговой площадки до настоящего времени денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не разблокированы. Согласно полученным от ЗАО "Сбербанк-АСТ" разъяснениям для разблокирования денежных средств, необходимо, чтобы Заказчик завершил или отменил данную процедуру.
В связи с изложенным Общество просит выдать Заказчику предписание о совершении действий направленных на устранение допущенных нарушений, в том числе обязать Заказчика отменить закупку и направить оператору электронной торговой площадки необходимые сведения для разблокирования денежных средств на счете Участника.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Александровская районная больница" заявлено ходатайство (исх. N УЗ-97/522-И2022 от 18.10.2022 г., вх. N 9558 от 18.10.2022 г.) с просьбой выдать предписание об отмене Аукциона, в связи с отсутствием финансирования и отсутствием потребности Заказчика в закупаемом товаре.
В ходе изучения материалов дела и оценки полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил, установлено следующее:
27.10.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения N 0153200000214014113) (далее - закупка).
Начальная максимальная цена контракта составляет 105 020,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе (здесь и далее - в редакции, действующей на момент размещения закупки), под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0153200000214014113 Заказчиком указано: "Размер обеспечения заявок 1 050,20 рублей".
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В соответствии с ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
В соответствии с ч. 12 ст. 44 Закона о контрактной системе, при проведении электронного аукциона блокирование денежных средств, внесенных участником такого аукциона в качестве обеспечения заявки на счет оператора электронной площадки, прекращается оператором электронной площадки в случаях, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, установленном едиными требованиями к функционированию электронных площадок, определенными в соответствии с частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 14 ст. 44 Закона о контрактной системе, размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 24 ст. 44 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, признанную не соответствующей требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения данной заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 27 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 25 ст. 44 Закона о контрактной системе, подача участником закупки заявки на участие в электронном аукционе является согласием этого участника на списание денежных средств, находящихся на его лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в качестве платы за участие в нем, взимаемой с лица, с которым заключается контракт, в соответствии с частью 6 статьи 59 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела ООО "ГАРАНТ-М" внесено обеспечение заявки в размере 1 050,20 рублей, что составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта. Указанная сумма была заблокирована оператором электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" на соответствующем счете Участника.
В соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе, результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о порядковых номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 настоящего Федерального закона и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе, в случае, если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.11.2014 г. N 0153200000214014113-1, представленным в материалы дела ООО "ГАРАНТ-М", Обществом была подана единственная заявка на участие в электронном аукционе, которая была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Между тем, Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что указанный протокол от 06.11.2014 г. N 0153200000214014113-1 в единой информационной системе, Заказчиком не размещен, что является нарушением ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также заявленное Заказчиком ходатайство с просьбой выдать предписание об отмене закупки, в связи с отсутствием финансирования и отсутствием потребности Заказчика в закупаемом товаре, Инспекция Оренбургского УФАС России, полагает необходимым выдать предписание об отмене закупки.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 32-33 Правил, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ГАРАНТ-М" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения N 0153200000214014113) признать обоснованной.
2. Признать Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Александровская районная больница" нарушившими ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Александровская районная больница" предписание об отмене электронного аукциона на поставку перчаток (номер извещения N 0153200000214014113).
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 26 октября 2022 г. N 08-09-57/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022