Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ------------
члены Комиссии:
-------------;
в присутствии представителей:
казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" - -------, действующей на основании доверенности N09/06 от 18.01.2022 года (со сроком действия на один календарный год),
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ----------, действующего на основании доверенности б/н от 31.05.2022 года (со сроком действия на один год),
общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "-------------" - ------------, действующей на основании доверенности N23-2022 от 22.10.2022 года (со сроком действия на один год),
рассмотрев 24.10.2022 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "----------" (далее - ООО ТД "----------", Общество, Заявитель) на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000322002444 на закупку твердого противогололедного реагента (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17.10.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.10.2022 года N ДМ/1796/22 рассмотрение жалобы назначено на 24.10.2022 года в 12 часов 10 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 19.10.2022 года N ДМ/1796/22 о назначении дела N 013/06/42-679/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
24.10.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 24.10.2022 г. 16:30.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000322002444 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, Официальный сайт) 10.10.2022 15:43 (МСК) (Изменение извещения о проведении электронного аукциона от 14.10.2022 NИИ1).
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 912 075,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.10.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 18.10.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.10.2022.
Код бюджетной классификации: 91604090830178030244.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2022 NИЭА1 по окончанию указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 09:00 18.10.2022 поступила 1 заявка на участие в электронном аукционе под идентификационным номером 1811114, признанная комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N2218/22 от 21.10.2022 года).
20.10.2022 года (вх.N2213-ЭП/22) Уполномоченным учреждением в адрес Мордовского УФАС России представлены пояснения по жалобе, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона, а именно в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке отсутствует требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, требования к составу заявки устанавливаются заказчиком с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закон об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.
Новая продукция - продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение. К новой продукции относятся также модернизированная и модифицированная продукция (Р 50-605-80-93. Рекомендации по стандартизации. Рекомендации. Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения" (утв. Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18)).
Согласно Письму ФАС России от 23.07.2018 N АК/57142/18 "О конкурсных процедурах при закупках противогололедных реагентов" новым веществом, по смыслу статьи 11 Закона об экологической экспертизе, являются противогололедные реагенты, техническая документация на которые не имеет действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе процедуре государственной экологической экспертизы подлежат также объекты государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, согласно Письму ФАС России от 23.07.2018 N АК/57142/18 "О конкурсных процедурах при закупках противогололедных реагентов" в случае, если объектом закупки является поставка противогололедных реагентов, то заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка твердого противогололедного реагента.
На основании вышеизложенного Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке должно быть установлено требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.
При этом в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения о проведении Аукциона не установлены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Учитывая изложенное, Мордовское УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного учреждения не соответствуют подпункту "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Довод признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что в составе единственной поданной на участие в Аукционе заявке, присутствует указанное выше положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, и выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе не соблюдены требования к описанию объекта закупки, выраженные в требовании в составе заявки указания конкретных значений показателей, при условии, что конкретные значения ряда показателей становятся известными после испытания определенной партии товара.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки Заказчика содержит технические характеристики, которые приняты в соответствии с "ГОСТ Р 58427-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2020 N 1005-ст) (далее - ГОСТ), значения которых применены со значениями "от", "до", а также указаны диапазонные значения.
Согласно Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, случаи применения характеристик, сопровождающихся словами "от", "до", не указаны, между тем в пункте 20 Инструкции по заполнению заявок указано, что "остальные показатели и требования, не расписанные выше, остаются неизменными и указываются в соответствии с значением характеристики".
На основании изложенного, участники закупки при составлении заявок на участие в Аукционе неизменно указывают значения характеристик, указанные в описании объекта закупки и соответствующие ГОСТу, а не конкретные значения показателей, которые становятся известными после испытания определенной партии товара, как было указано Заявителем.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Как указывалось выше, в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Извещение о проведении электронного Аукциона во исполнение требований пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит информацию об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренных приказом Минфина от 04.06.2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Пунктом 9 Постановления N617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне и предусмотренных пунктом 3(1) настоящего постановления, является указание участником закупки в составе заявки регистрационного номера сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики (пункт 9(1) Постановления N 617).
Вместе с тем, как установлено Комиссией Мордовского УФАС России, в пункте 4 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: Не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, выраженные в неустановлении требований к содержанию и составу заявок в части информации и документов, предусмотренных Постановлением N 617, не соответствуют пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, нарушают требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая, что на участие в Аукционе была подана единственная заявка Постановление N617 при рассмотрении заявок не применялось, выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "--------------" на действия казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000322002444 на закупку твердого противогололедного реагента обоснованной в части довода 1, указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушением пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений Заказчику, Уполномоченному учреждению не выдавать на основании п. 3.35 Административного регламента.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 октября 2022 г. N 013/06/42-679/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022