Резолютивная часть решения оглашена "19" октября 2022 года. В полном объеме решение изготовлено "24" октября 2022 года.
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ФГБУЗ КБ N8 ФМБА России <....> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО "Гарвей" <....> (паспорт, доверенность), рассмотрев жалобу N040/06/42-916/2022 ООО "Гарвей" по существу, установила: по существу, установила: |
13.10.2022 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Гарвей" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого запроса котировок в электронной форме N0337100018822000242, предметом которого является поставка медицинских изделий (контейнеры для крови).
Заявитель полагает, что извещение о проведении закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Гарвей", в которых указано, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а извещение основано на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 10.10.2022 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0337100018822000242 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (контейнеры для крови) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении запроса котировок, составляла 323 640,00 рублей.
Заказчиком по указанному запросу котировок выступало - ФГБУЗ КБ N8 ФМБА России.
Срок окончания приема заявок на участие в запросе котировок согласно извещению о проведении запроса котировок - 17.10.2022 09:00.
2. В соответствии с пунктами 1,3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в частности, следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
3. Согласно доводу жалобы заявителя, заказчиком неправомерно использована характеристика "Вторичная упаковка-герметичный алюминиевый фойл" при описании объекта закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Техническим заданием Извещения, предметом закупки являются Контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, четырехкамерные (набор для донорской крови, четырехкамерный).
Код по ОКПД2 32.50.13.190.
Код КТРУ 32.50.13.190-00584.
В пункте 3.1 проекта Контракта заказчик предусмотрел необходимость соответствия закупаемой продукции действующим ГОСТ - Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого Товара, соответствующее требованиям Контракта, а также техническим регламентам, стандартам, санитарно-эпидемиологическим правилам и иным нормативам, являющимися обязательными в отношении данного вида Товара, в соответствии с законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации на дату поставки и приемки Товара (каждой партии Товара).
Документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, для вышеуказанного предмета закупки является ГОСТР ИСО 3826-3-2021 "Контейнеры пластиковые гибкие для человеческой крови и ее компонентов Часть 3 Системы контейнеров для крови со встроенными/интегрированными функциями (ISO 3826-3:2006, IDT)" (далее - ГОСТР ИСО 3826-3-2021).
Вышеуказанный стандарт устанавливает требования, в том числе к рабочим характеристикам, для интегрированных функций пластиковых гибких, герметичных, стерильных контейнеров (системы контейнеров для крови).
Требования к упаковке перечислены в разделе 7 ГОСТР ИСО 3826-3-2021. Вместе с тем, ни в ГОСТР ИСО 3826-3-2021, ни в иных нормативно-технических документах не содержится требований ко вторичной упаковке в виде алюминиевого фойла.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что заказчиком в извещение об осуществлении закупки в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не приведены обоснования необходимости использования других показателей, требований, не предусмотренных ГОСТ.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание представителя заказчика на то обстоятельство, что заказчик в графе "Дополнительные потребительские свойства" указал характеристику "Вторичная упаковка-герметичный алюминиевый фойл" в соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N145), при этом, не включив в описание товара обоснование необходимости использования такой информации, что не допустимо в силу пункта 6 Правил.
С учетом вышеизложенного, действия заказчика при описании объекта закупки нарушают часть 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы признается обоснованным.
4. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком нарушены Правила применения КТРУ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что при описании объекта закупки заказчик выбрал код позиции КТРУ 32.50.13.190-00584.
Вместе с тем заказчик использовал дополнительные характеристики при описании объекта закупки, в графе "Дополнительные потребительские свойства" указал дополнительную информацию в соответствии с пунктом 5 Правил, при этом, не включив в описание товара обоснование необходимости использования такой информации, что не допустимо в силу пункта 6 Правил.
С учетом вышеизложенного, действия заказчика при описании объекта закупки нарушают часть 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, пункт 6 Правил и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы признается обоснованным.
5. Согласно доводу жалобы заявителя, Извещение об осуществлении закупки не содержит в себе требование о наличии документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки были установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102.
В подпункте 5 пункта 1 файла "Требования к участникам. Содержание, состав заявки" установлены, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке:
- заявка на участие в закупке, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с тем, извещение об осуществление закупки не содержит в себе требования о наличии документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 102:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами;
- акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
- документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В связи с чем, указание заказчиком в подпункте 5 пункта 1 файла "Требования к участникам. Содержание, состав заявки" требования к содержанию в составе заявки информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, не идентифицирует документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, что приводит к ограничению конкуренции.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы признается обоснованным.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Гарвей" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБУЗ КБ N8 ФМБА России нарушения части 2 статьи 8, части 6 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 6 Правил.
3. Выдать заказчику, комиссии заказчика - ФГБУЗ КБ N8 ФМБА России предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок и внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Оператору электронной площадки - ОАО "ЕЭТП" обеспечить возможность отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок и внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
<....> |
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок
г. Калуга "24" октября 2022 года | |||||||
на основании решения от "24" октября 2022 года по результатам рассмотрения дела N040/06/42-916/2022 по жалобе ООО "Гарвей" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого запроса котировок в электронной форме N0337100018822000242, предметом которого является поставка медицинских изделий (контейнеры для крови) и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному конкурсу предписывает: 1. Заказчику, комиссии Заказчика - ФГБУЗ КБN8 ФМБА России отменить все протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок. 2. Оператору электронной площадки - ОАО "ЕЭТП" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания: - отменить все протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок; - вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в запросе котировок; - уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в запросе котировок и о возможности подать новые заявки на участие в запросе котировок; - прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных Конкурсах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в запросе котировок, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в запросе котировок. |
3. Заказчику - внести изменения в извещение о проведении запроса котировок с учетом Решения N040/06/42-916/2022 и продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня с момента внесения заказчиком изменений в извещение запроса котировок уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в запросе котировок о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок, дате рассмотрения заявок на участие в запросе котировок, а также о возможности подать новые заявки на участие в запросе котировок.
5. Заказчику, Комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
6. Заказчику, в срок до "07" ноября 2022 г. исполнить предписание о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок.
7. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г. Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<....> |
<....> |
<....> |
Магер А.А. |
<....> |
<....> |
<....> |
Васильев А.А. |
<....> |
<....> |
<....> |
Умнова Ю.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 24 октября 2022 г. N 040/06/42-916/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - запрос котировок - государственные и муниципальные нужды - характеристика - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2022