Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "Астрон" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26511-ЭП/22 от 14.10.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку химические средства для обработки белья (извещение N 0372100049622002043) будет проходить 14.10.2022 в 11:50.) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 04.10.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100049622002043.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 935 817,00 рублей
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе, которые выразились в размещении ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения, не соответствующих ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к следующим выводам:
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком были опубликованы разъяснения положений Извещения о проведении аукциона с нарушением сроков установленных Законом, а также была изменена суть извещения.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Приложение N 2 Техническое задание изм.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании комиссии установлено, что 10.10.2022 года Заказчиком размещены Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 10.10.2022 NРИ2 следующего содержания:
"Разъяснения извещения N 0372100049622002043 на электронной площадке www.sberbank-ast.ru)
Текст запроса:
Добрый день,
1) В Приложение N4 "Требования к содержанию заявки, инструкция по заполнению аукцион с изм. 25.08.2022" в пункте 2, подпункте 5 указано "При закупке заказчиком товара _ - указать конкретные показатели товара, соответствующие требованиям Описания объекта закупки", "Максимальные и (или) минимальные значения показателей участник должен в своей заявке конкретизировать. Конкретные показатели товара, изложенные в заявке, должны быть однозначными, полными и не допускающими двусмысленного толкования.". Текущая редакция 44-ФЗ не требует от Участника указывать конкретные показатели товара, предлагаемого к поставке (это требование было ранее указано в статье 66, ч. 3, п. 2, подпункте б).
В соответствии с п.3 Письма Федеральной Антимонопольной Службы NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. установление Заказчиком в документации требований к подробному описанию в заявке химического состава, компонентов товара, показателей технологии производства, испытания товара, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке и нарушает пункт 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ. Показатели, являющиеся химическими компонентами состава:
Позиция 1: - не менее 15% этоксилированных спиртов в составе.
Позиция 3: карбонат натрия 15-16%, перкарбонат натрия 25-26%, силикат натрия 15-16%, дисиликат натрия 5-6%, изотридеканол этоксилат 2,5-3%, оптический отбеливатель 1,5-2% и др.
Позиция 4: Содержание надуксусной кислоты не менее 15,0% и не более 17,0%, Содержание перекиси водорода не менее 15% и не более 20%.
Позиция 6: Содержание муравьиной кислоты в составе не менее 5%.
Показатели, значения которых становятся известными при испытании определённой партии товара после его производства и фиксируются в Паспорте качества на конкретную партию продукции:
Позиция 1: Коэффициент pH концентрата 20С: не менее 8,5 и не более 9,5, Относительная плотность не менее 1,02 и не более 1,04 кг/л
Позиция 2: Вид - прозрачная, Цвет - Желтоватый, Запах - Без запаха, Удельный вес - 1,380+/-0,02 г/мл, рН для концентрата - > 13.0
Позиция 3: Уровень pH 1% раствора: 10,0, Объемная плотность: 790-800 г/л.
Позиция 4: Коэффициент pH 1%-го раствора при 20С, в диапазоне от 1,0 до 3,0.
Позиция 5: Коэффициент pH концентрата при 20С: в диапазоне от 12,0 до 13,0.
Позиция 6: Коэффициент pH 1%-го раствора при 20С не менее 1,5 и не более 2,5.
Позиция 7: Удельный вес - 1.020+/-0.02 г/мл, Вязкость - 250+/-50 cps, рН - 1.5+/-0.5
На момент подачи заявки 44-ФЗ не обязывает Участника иметь в наличии товар и, как следствие, сопроводительные документы к нему, устанавливающие конкретные показатели товара. В связи с этим считаем указание вышеперечисленных показателей в составе документации ограничивающими допуск к участию в закупке.
Так же считаем такие показатели, как цвет и запах избыточными (позиции 2 и 7) так как они не влияют на функциональные свойства средств для стирки, иными словами, не влияют на качество стирки белья.
Для соответствия товара потребностям Заказчика он может указать компоненты состава без указания процентов, как это сделано в пункте 1: "Должно содержать этоксилаты жирных спиртов, оптические отбеливатели и ферменты-энзимы (обязательное содержание минимум четырех ферментов: протеаза, амилаза, липаза, целлюлаза).".
2) В позиции 3 Технического задания, в порошке, указано требование "Объемная плотность: 790-800 г/л.". Такого показателя нет, есть "насыпная плотность". Данный показатель не является обязательным, не регулируется стандартами РФ по отношению к стиральным порошкам и не требуется к указанию в документации к продукции. Считаем данное требование избыточным и ограничивающим конкуренцию.
3) В позиции 4 Технического задания:
1. указано "Наличие режима низкотемпературной дезинфекции не выше 20 градусов.", "Средство должно подаваться в стиральную машину". В описании не указано, что средство будет использоваться при стирке ручным способом. На данный момент ни одна стиральная машина не осуществляет стирку не деликатных вещей при температуре менее 30 градусов. Низкотемпературная стирка допускается при стирке деликатных тканей, а данное средство запрещено к использованию при стирке данных тканей.
2. указаны противоречивые требования, а именно "Форма выпуска: жидкость" и "Расфасовка: мешок 15 кг."., в количестве 525 литров. Считаем, что при составлении ТЗ произошла техническая ошибка и был указан не верный тип расфасовки. В файле "Приложение 1_Обоснование НМЦК" есть ссылка на позицию, которая открывает сайт https://clean-trade.ru/product/kontsentrirovannyj-kislorodnyj-otbelivatel -opticlean/ . На данной странице доступны только следующие фасовки: 5л, 10л, 20л.
4) В позиции 7 Технического задания:
1. указано требование "Удельный вес - 1.020+/-0.02 г/мл". Такого показателя нет, есть "Плотность", значения которой могут быть идентичны указанным.
2. указано требование "Вязкость - 250+/-50 cps". Данный показатель не является обязательным, не регулируется стандартами РФ по отношению к кондиционерам и не требуется к указанию в документации к продукции. Считаем данное требование избыточным и ограничивающим конкуренцию.
3. указано требование "Растворимость в воде - Дисперсия". Данный показатель не является обязательным, не регулируется стандартами РФ по отношению к кондиционерам и не требуется к указанию в документации к продукции. Считаем данное требование избыточным и ограничивающим конкуренцию.
4. Указано требование "Химический характер - Катионный". Данный показатель не существует и не применим, кондиционер не может катионным. В состав кондиционеров входит кПАВ (катионный ПАВ), это группа химических элементов, но она не составляет 100% от состава, потому что в нём дополнительно присутствуют иные компоненты, например, вода, ароматизатор, краситель. Для соответствия товара требованиям Заказчика предлагаем указать "Обязательно наличие кПАВ в составе".
5) В требованиях к товару указано "Средство должно подаваться в стиральную машину автоматической дозирующей системой с возможностью сбора статистики по количеству запущенных программ и расхода химии.", данные системы предоставляются Поставщиком на период исполнения Контракта или являются собственностью Заказчика?
Разъяснение запроса:
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года (далее - Закон N44-ФЗ), Заказчик дает следующее разъяснение:
Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение не меняющих объект закупки. Данные изменения будут направлены на контроль и последующее размещение на официальном сайте 10.10.2022 г."
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в сроки, установленные Законом о контрактной системе размещен ответ на запрос, после чего внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
При этом, Комиссия УФАС установила, что в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. При составлении описания объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, используемых при выполнении работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В доводах жалобы Заявитель не указывает ни реквизиты документов технического регулирования, которыми регламентированы методы испытаний, ни разделы документации, которые содержат указания о необходимости проведения таких испытаний.
Представитель Заказчика пояснил, что документация не устанавливает требований о проведении участником закупки каких-либо испытаний или лабораторных исследований. Сведения о показателях установлены на основе данных производителей закупаемых товаров, имеющихся в открытом доступе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил поставляемое средство для обработки белья должно иметь возможность использования в стиральных машинах с автоматическими системами дозирования. Заказчику требуется отбеливатель с подтвержденными свойствами дезинфектанта. Цвет и запах конечных средств не менее важны, т.к. по стабильности цвета мы можем визуализировать конкретное средство и стабильность качества конкретной партии средства. Запах же играет важную роль для сотрудников прачечной. При неприятном и резком запахе сотрудники прачечной не смогут находиться на своем рабочем месте и качественно выполнять работу.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Астрон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 октября 2022 г. N 44-3590/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022