Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ДИБ N3" (далее - Заказчик):,
ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26375-ЭП/22 от 13.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на текущий ремонт систем отопления и водоснабжения (извещение N 0372200082722000082),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на текущий ремонт систем отопления и водоснабжения (извещение N 0372200082722000082) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 501 708,80 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Кононова Земфира Гидаятовна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Кононовой Земфирой Гидаятовной заключен государственный контракт N 138/22 от 18.07.2022 на сумму 825 923,65 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 29.09.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Кононовой Земфирой Гидаятовной.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.09.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.10.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Кононовой Земфирой Гидаятовной устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.2.3 Контракта сторонами согласованы следующие сроки выполнения работ - в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты передачи объекта для выполнения работ.
22.07.2022 сторонами подписан акт передачи объекта в работу.
27.07.2022 в письме Исх. N 21 Подрядчик проинформировал Заказчика о необходимости внесения изменений в сметную документацию в связи с невозможностью закупки части материалов и комплектующих. Согласно ответам на запросы, полученные подрядчиком от поставщиков запорной и регулируемой трубопроводной арматуры фирмы BROEN, в связи с приостановкой деятельности иностранного завода-изготовителя на территории РФ терморегулирующие клапаны, термоголовоки и шаровые полнопроходные краны фирмы BROEN. указанные в сметной документации, отсутствуют на рынке (письма поставщиков прилагаются). Подрядчиком было предложено заключить дополнительное соглашение для замены отсутствующих комплектующих на аналогичные, соответствующие по своим техническим характеристикам сметной документации Заказчика, в пределах установленной стоимости.
08.08.2022 в адрес Заказчика по электронной почте повторно было направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости замены отсутствующих материалов, подписания акта о внесении изменений в сметную документацию и дополнительного соглашения к Контракту, к письму были приложены технические характеристики, паспорта и декларации предлагаемых к замене материалов.
18.08.2022 в связи с непоступлением ответа Заказчика на вышеуказанные письма и отсутствием каких-либо указаний относительно дальнейшего производства работ в адрес Заказчика была направлена Претензия (исх. N 70). Согласно Претензии от 18.08.2022 по состоянию на 17.08.2022 Заказчиком не согласована замена материалов, объект для выполнения работ по Контракту не подготовлен, а именно не организован доступ к электросетям, система отопления блоков 1 и 2 литера М зданий СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" не готова к демонтажу. Также Подрядчик повторно уведомил представителей Заказчика о том, что в отсутствие согласования замены материалов Подрядчик не может приступит к выполнению работ на 6 этаже 1 и 2 блока литера М системы отопления зданий СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" и нести ответственность за нарушение сроков выполнения работ.
24.08.2022 сторонами был подписан Акт N 1/22 о внесении изменений в сметную документацию. Таким образом, замена комплектующих была согласована СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" только 24.08.2022, фактически по истечению месяца с даты первого уведомления Подрядчика.
01.09.2022 по электронной почте в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой обеспечить доступ сотрудников Подрядчика на Объект для выполнения завершающего этапа работ по ремонту систем холодного и горячего водоснабжения.
Ответ на вышеуказанное письмо от СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" в адрес Подрядчика не поступил, доступ в помещения для производства ремонтных работ на стояках холодного и горячего водоснабжения предоставлен не был.
27.09.2022 на основании п.1 ст. 719, ст. 328 ГК РФ Подрядчик уведомил Заказчика о приостановке выполнения работ на Объекте в связи с неисполнением встречных обязательств Заказчика.
30.09.2022 в адрес Подрядчика поступило Решение от 29.09.2022 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
Между тем, Решение Заказчика является немотивированным, Заказчик не приводит ни одного из оснований для одностороннего отказа, предусмотренных в п. 10.5 Контракта. Ссылки на какие-либо нарушения, допущенные со стороны Подрядчика, в тексте Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта также отсутствуют.
На момент расторжения Контракта Подрядчиком были выполнены работы, по объему которых были составлены исполнительные сметы, на общую сумму: 640 824,00 рублей.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что с его стороны предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Кононовой Земфиры Гидаятовны (ИНН: 470603737992) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 октября 2022 г. N РНП-78-1324/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022