21.10.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
с участием представителей:
ООО "Вектор Групп" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
СПб ГБУ СШОР по футболу "Зенит" (далее - Заказчик) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26715-ЭП/22 от 17.10.2022) на действия СПб ГБУ СШОР по футболу "Зенит" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на Оказание услуг по предоставлению железнодорожных билетов, мест временного проживания и питания для занимающихся (спортсменов) СПб ГБУ СШОР по футболу "Зенит" и сопровождающих их лиц, направляемых на соревнования в г. Крымск в осенне-зимний период 2022 г. (извещение N 0372200097622000025) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200097622000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 642 755,44 рублей.
ООО "Вектор ГРУПП" в жалобе указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, которые, в том числе, ограничивают количество участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, предметом закупки является право заключения контракта на Оказание услуг по предоставлению железнодорожных билетов, мест временного проживания и питания для занимающихся (спортсменов) СПб ГБУ СШОР по футболу "Зенит" и сопровождающих их лиц, направляемых на соревнования в г. Крымск в осенне-зимний период 2022 г., предполагающих оказание услуг в области туристической деятельности.
В соответствии с положением извещения о закупки, Заказчиком установлено следующие требования к участникам закупки:
"На основании главы 2 статьи 4.1. Федерального закона от 24.11.1996 N132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" сведения об участнике закупки должны содержаться в едином реестре туроператов: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, адрес официального сайта в сети "Интернет", ИНН, ОГРН, общий размер финансового обеспечения не сумму не менее 100% начальной (максимальной) цены контракта, на дату размещения закупки в Единой информационной системе (ЕИС). Способ финансового обеспечения: договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или банковские гарантии)".
Комиссия УФАС отмечает, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС констатирует, что согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также - финансовое обеспечение ответственности туроператора), если иное не установлено настоящей статьей, и при условии соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора (далее - должностное лицо туроператора), требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи.
В соответствии со ст. 17.1 Закона N 132-ФЗ, договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
В договоре страхования ответственности туроператора или в независимой гарантии должно содержаться условие, предусматривающее право туриста и (или) иного заказчика, заключивших договор о реализации туристского продукта с турагентом, при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 17.4 настоящего Федерального закона, обратиться к страховщику или гаранту с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Исходя из положений ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии соответствующего членства или свидетельства возможно только от участника закупки, то есть юридического или физического лица, принимающего непосредственное участие в закупке.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством, регулирующим деятельность в области туризма, предусмотрено требование, установленное Заказчиком в документации о закупке.
В свою очередь, в жалобе Заявитель ошибочно полагает, что требование к общему размеру финансового обеспечения туроператора не должно превышать размер обеспечения исполнения контракта, установленный в извещении о закупке (в размере - 5% от цены, по которой заключается контракт.)
Комиссия УФАС отмечает, что согласно п. 17 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона).
Частью 1 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта
В соответствии с ч. 3 ст.96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе, В случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
Таким образом, обеспечение контракта представляет собой инструмент защиты прав Заказчика от недобросовестного поведения поставщика услуг, предусмотренный Законом о контрактной системе.
В рассматриваемом случае Заказчиком определен размер обеспечения исполнения контракта, равный 5 % от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). В свою очередь, специальной нормой Закон N 132-ФЗ предусмотрено, что для оказания соответствующих услуг исполнитель (туроператор) должен находиться в соответствующем реестре и иметь финансовое обеспечение, обеспечивающее надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает что оспариваемое Заявителем требование не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В свою очередь, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вектор ГРУПП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2022 г. N 44-3600/22 (ключевые темы: туроператоры - реализация туристского продукта - финансовое обеспечение - банковская гарантия - требования к участникам закупки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022