Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГУ - СПб РО Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик):
ООО "НОРД" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 26731-ЭП/22 от 17.10.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по диагностике и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных нужд в 2022 году (извещение N 0272100000121000286),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по диагностике и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных нужд в 2022 году (извещение N 0272100000121000286) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 000 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2021 N0272100000121000286-3 победителем Аукциона признано ООО "НОРД".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "НОРД" заключен государственный контракт N Ф.2021/2 от 10.01.2022 с максимальным значением цены контракта 2 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "НОРД" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 1.1 Контракта Участник по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по диагностике и ремонту автотранспортных средств (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), место оказания Услуг: г. Санкт-Петербург, на станции технического обслуживания Участника на расстоянии не более 8 километров от Заказчика по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., дом. 178 по дорогам общего пользования в соответствии с картой Санкт-Петербурга, отображенной на официальном портале администрации Санкт-Петербурга.
06.05.2022 в адрес Заказчика от Участника поступило письмо N 9256 о смене адреса станции технического обслуживания.
11.05.2022 в целях исполнения Контракта, Заказчик направил в адрес Участника письмо N 11-11/7811-9256 о предоставлении адреса станции технического обслуживания в соответствии с Контрактом. По словам представителя Заказчика в его адрес не поступило информации о наличии у ООО "НОРД" станции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
19.05.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о нарушении обязательств по Контракту (N 11-11/7811-3769) и требование об уплате штрафа, а также предоставлении информацию о станции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств отвечающую условиям Контракта. Данное требование Участником не выполнено.
В соответствии с п. 3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), по завершению оказания Услуг по диагностике Участник составляет заключение о техническом состоянии автотранспортного средства (далее - Заключение) в 2 (двух) экземплярах. Заключение должно содержать список неисправностей ТС (при наличии) с указанием необходимых услуг, запасных частей, лакокрасочных и расходных материалов. Заключение должно быть подписано Участником. Один из экземпляров Заключения передается представителю Заказчика в день завершения оказания Услуг по диагностике ТС Участником.
По словам представителя Заказчика, в период исполнения Контракта Участником не представлено ни одного подписанного Заключения.
Таким образом, имеет место ненадлежащее исполнение Участником обязательств, предусмотренных Контрактом, которые не имеют стоимостного выражения.
01.06.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о нарушении обязательств по Контракту (N 11-11/7811-4137) и требование об уплате штрафа. Данное требование Участником не выполнено.
Согласно п. 3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), Участник должен оказывать Услуги по диагностике на основании заявки Заказчика на диагностику в присутствии представителя Заказчика по доверенности (далее - представитель Заказчика). Заявка должна быть подписана представителем Заказчика.
В целях исполнения Контракта, представитель Заказчика направляет в адрес Участника на электронную почту заявку (направление на ремонт). В этот же момент направляется транспортное средство на станцию технического обслуживания указанную Участником.
30.03.2022 и 31.03.2022 в адрес Участника были направлены заявки о замене передних фар на автомобиле Форд Мондео г. н. N А654АА178.
31.03.2022 Участник предоставил заключение о техническом состоянии автотранспортного средства Форд Мондео г. н. N А654АА178 N71269 от 31.03.2022 и смету N71269 с указанием замены передних фар.
07.04.2022 смета N71269 была согласована Заказчиком и предоставлена для дальнейшей работы Участнику. После согласования сметы N71269 Участник отказался от работ по замене передних фар на автомобиле Форд Мондео г.н. N А654АА178 в связи с невозможностью их закупки (об этом сообщил по телефону представителю Заказчика заместителю начальника отдела хозяйственного обеспечения Иванову А.Ю.) и предоставил новую смету N 71269 от 09.04.2022.
19.05.2022 в адрес Участник была направлена повторная заявка о замене передних фар на автомобиле Форд Мондео г.н. N А654АА178, но данная неисправность не нашла своего отражения в смете N 71829 от 19.05.2022.
09.06.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено письмо с требованием замены передних фар на автомобиле Форд Мондео г.н. N А654АА178 (исх. N11-11/7811-4391).
17.06.2022 Заказчиком получен ответ от Участника о невозможности проведения замены фар на автомобиле Форд Мондео г.н. N А654АА178 в связи с отсутствием соответствующих запасных частей (Исх. N ПИД-18 от 17.06.2022, вх. N 12358 от 17.06.2022).
22.06.2022 Заказчик в очередной раз направил заявку и автомобиль Форд Мондео г.н. N А654АА178 на диагностику и ремонт, указав в перечне необходимых работ в том числе замену передних фар. В ответ Участник 13.07.2022 предоставил смету N 72168 от 22.06.2022 с указание замены фар головного света и их регулировкой. В данной смете Участник указал на невозможность поставки фар.
Таким образом, усматривается не исполнение Участником обязательств, предусмотренных Контрактом.
08.09.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о нарушении обязательств по Контракту (N 11-11/7811-6862) и требование об уплате штрафа. Данное требование Участником не выполнено.
В соответствии с абз. 4 "Срок оказания услуг" Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) срок оказания услуг по ремонту одного автотранспортного средства не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня передачи Участнику согласованной сметы на ремонт автотранспортного средства.
В соответствии с п. 5.1 Контракта, Участник обязан уведомить Заказчика в письменной форме (либо с помощью факса/электронной почты с последующим предоставлением уведомления в письменной форме) о готовности оказываемых услуг к сдаче в течение 3 (трех) рабочих дней со дня окончания срока оказания услуг.
14.07.2022 смета N 72013 от 14.07.2022 на ремонт автомобиля ГАЗ 2705
г.н. Х975СС178 была согласована представителем Заказчика и направлена в адрес Участника.
Уведомление о готовности оказанных Услуг по диагностике и ремонту автотранспортного средства от 04.08.2022 ГАЗ 2705 г.н. Х975СС178 было получено Заказчиком 04.08.2022.
Таким образом, Участник нарушил срок исполнения обязательств по ремонту. Нарушение срока составило 9 календарных дней.
08.09.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о нарушении обязательств по Контракту (N 11-11/7811-6862) и требование об уплате штрафа. Данное требование Участником не выполнено.
В соответствии с абз. 4 "Срок оказания услуг" Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) срок оказания услуг по ремонту одного автотранспортного средства не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня передачи Участнику согласованной сметы на ремонт автотранспортного средства.
В соответствии с п. 5.1 Контракта, Участник обязан уведомить Заказчика в письменной форме (либо с помощью факса/электронной почты с последующим предоставлением уведомления в письменной форме) о готовности оказываемых услуг к сдаче в течение 3 (трех) рабочих дней со дня окончания срока оказания Услуг.
18.07.2022 смета N 72411 от 15.07.2022 на ремонт автомобиля Форд Фокус г. н. В522ВВ178 была согласована представителем Заказчика и направлена в адрес Участника.
Уведомление о готовности оказанных Услуг по диагностике и ремонту автотранспортного средства от 09.08.2022 Форд Фокус г.н. В522ВВ178 было получено Заказчиком 09.08.2022.
Таким образом, Участник нарушил срок исполнения обязательств по ремонту. Нарушение срока составило 12 календарных дней.
08.09.2022 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о нарушении обязательств по Контракту (N 11-11/7811-6862) и требование об уплате штрафа. Данное требование Участником не выполнено.
В связи с систематическим нарушением условий Контракта со стороны Участника Заказчиком было принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.10.2022 Заказчик разместил на Официальном сайте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.10.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "НОРД" пояснил следующее:
При исполнении принятых на себя обязательств по Контракту ООО "НОРД" действовало добросовестно.
24.02.2022 Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции, после чего рядом иностранных государств были совершены недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, выразившиеся в введении политических и экономических санкций, что в свою очередь, повлияло на возможность исполнения Услуг по Контракту.
Срок исполнения обязательств по Контракту в соответствии с п. 4.1. Контракта - до 16.12.2022 по заявкам Заказчика. По октябрь 2022 года Услуги Заказчику оказывались надлежащим образом без замечаний, что подтверждается Актами оказанных услуг
В соответствии с Актом сверки, представленным на заседание Комиссии УФАС объем исполненных обязательств ООО "НОРД" перед Заказчиком составляет 838 552,83 рублей. При этом, в настоящее время у Заказчика имеется задолженность в размере 10 213,67 рублей, что стало причиной обращения ООО "НОРД" в Арбитражный суд по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (дело А56-90227/2022).
Представленными на заседание Комиссии УФАС документами подтверждается и факт надлежащего исполнения иных обязательств Участником по Контракту (предоставление сведений о назначении ответственного лица по Контракту со стороны ООО "НОРД").
Относительно местонахождения станции технического обслуживания: в адрес Заказчика были направлены письма о смене адреса станции технического обслуживания и о его соответствии требованиям Технического задания.
Участник пояснил, что в части смет у Заказчика претензий не было, все сметы были согласованы Заказчиком и Участником, в соответствии с указанными сметами ООО "НОРД" производились ремонтные работы. В соответствии с условиями Контракта Участником составлялись и направлялись в адрес Заказчика заключения о техническом состоянии транспортных средств. Факт их направления в адрес Заказчика подтверждается представленными на заседание Комиссии УФАС документами.
Невозможность осуществления замены фар на автомобиле Форд Мондео г.н. N А654АА178 произошла в связи с отсутствием необходимых запчастей на территории Российской Федерации (письма поставщиков), по этой причине Заказчиком было согласовано выполнение работ без замены фар.
Заявки, на которые ссылается Заказчик выполнены Участником в полном объеме, что подтверждается представленными на заседание Комиссии УФАС документами.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении сведений в отношении ООО "НОРД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "НОРД" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "НОРД" (ИНН: 7804169218) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2022 г. N РНП-78-1333/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022