Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 49" (далее - Заказчик):
ООО "Росс-Евро-Мед" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 26839-ЭП/22 от 18.10.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку инструментов и приспособлений, применяемых в медицинских целях для нужд структурных подразделений СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 49" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 06.10.2022, номер извещения 0372200144422000033. Начальная (максимальная) цена контракта - 774 621, 16 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.10.2022 NИЭА1, заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона по следующим основаниям:
? Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ), требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 1 части 12 статьи 48 44-ФЗ); по поз. 8, 9, 10, 11 к поставке участник предложил катетеры с материалом -латекс, который не является эквивалентным материалом силикону.
В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки (Приложение N1 к описанию объекта закупки).
Так, при описании товарных позиций 8, 9, 10, 11, поставка которых предусмотрена извещением, Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
Материал изготовления катетера: Силикон или эквивалент (Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений).
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки, в описании товара Заказчиком использованы следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и(или) минимальные значения таких показателей (графа 7,8);
2) показатели, для которых указаны варианты значений (графа 9);
3) показатели, значения которых не могут изменяться (графа 10).
Также Заказчиком определено, что по показателям, для которых указаны варианты значений (графа 9), участник выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара(-ов), предлагаемого участником к поставке. Применяемые в описании товара слова/знаки предполагают следующий порядок определения соответствия предлагаемого товара требованиям Заказчика:
- Если прописано требование "или", то данные союзы нужно трактовать как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных или указать эквивалентное значение.
Заявка в части данных показателей не должна содержать слова и/или знаки: "эквивалент", "аналог", "или", "либо".
Таким образом, исходя из указанного положения инструкции следует, что при описании рассматриваемых товарных позиций по упомянутому показателю участник закупки обязан был указать конкретное значение показателя, то есть выбрать одно значение из нескольких предложенных или указать эквивалентное значение без слова "или".
В заявке ООО "Росс-Евро-Мед" по вышеуказанному показателю указало следующее значение: Материал изготовления катетера: латекс медицинский.
При этом, представитель Заказчика пояснил, что при установлении требования к материалу катетера руководствовался исключительно своими потребностями с учетом специфики работы. При принятии решения о несоответствии заявки Заказчик исходил из особенностей материалов силикона и латекса.
Комиссия УФАС, исходя из представленных Заказчиком документов и сведений приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае участник закупки пренебрёг требованиями инструкции и указал значение показателя, не предусмотренное извещением, поскольку извещением формально не предусмотрено такое значение показателя "Материал изготовления", как латекс медицинский.
В связи с указанными обстоятельствами у аукционной комиссии имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, указанным в итоговом протоколе.
Учитывая изложенное, приняв оспариваемое Заявителем решение об отклонении его заявки, аукционная комиссии действовала в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в связи с чем, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС были установлены следующие обстоятельства.
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Требования к товарам установлены в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки.
Так, при описании товарных позиций N 8, 9, 10, 11 Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование:
Материал изготовления катетера |
х |
Силикон или эквивалент |
В свою очередь, значение показателя "эквивалент" не определяет функциональные и потребительские свойства материала, а, следовательно, не может считаться конкретным значением рассматриваемого показателя. В свою очередь, Заказчик в силу вышеперечисленных требований Закона о контрактной системе был обязать указать определенные значения показателя, в том числе, альтернативные, которые бы удовлетворяли его потребностям и в полной мере позволяли участникам закупки определить соответствующий материал изготовления и сделать соответствующее предложение о поставке.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что при описании вышеуказанных товарных позиций Заказчик допустил нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка описания объекта закупки путем установления требований, не позволяющих в полной мере определить потребности Заказчика.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росс-Евро-Мед" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 октября 2022 г. N 44-3593/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2022