В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 17.10.2022 N 71 Комиссией Мурманского УФАС в составе:
Председатель комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Члены комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии представителей:
Государственного областного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Ласточкина С.В., Конюховой Е.А., Игнатова Д.В.,
Комитета по конкурентной политике Мурманской области Ульяновской А.А.,
ООО "ДМС" - Колёнова Д.В.,
ООО "Грин" - Давыдовского С.В.,
проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Государственным областным учреждением по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении закупки "Поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения" (номер извещения 0149200002322005394).
Проверка начата 21 октября 2022 года и окончена 24 октября 2022 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Поводом для проведения внеплановой проверки послужило обращение ООО "ДМС", из которого следует, что заказчиком при осуществлении закупки в нарушение статьи 14 Закона о контрактной системе не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Также ООО "ДМС" в обращение ссылалось, что условиям технического задания по совокупности характеристик соответствует товар конкретного единственного производителя. Под указанные требования возможно поставить исключительно комплекс фотовидеофиксации "АТОМ ИС" производства ООО "Корда Групп", г. Санкт-Петербург. Комплексы производителя ООО "ОРЛАН", г. Москва невозможно поставить в рамках указанной закупки, так как их нет в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878.
Помимо этого, Заказчик установил параметры пределов допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени относительно шкалы не в соответствии с требованиями ГОСТ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Проверяемая закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Пунктом 15 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236)
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
05.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области
Наименование объекта закупки: Поставка комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Начальная (максимальная) цена контракта: 39 910 000,00 р.
Заказчиком в описании объекта закупки прописано, что им осуществляется закупка Стационарных комплексов фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения. Также в разделе 2 Описания объекта закупки Учреждение прописало требования к качеству и безопасности товара:
2.2.3. Совместимость программного обеспечения комплекса с программным обеспечением "Паутина" серверов обработки данных, МВД России.
2.2.4. Программное обеспечение комплекса должно быть встроенным. Права на его использование являться бессрочными.
2.2.5. Комплексы должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования".
ГОСТ Р 57144-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.10.2016 N 1367-ст.), установлено, что аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации - совокупность технических и программных средств, предназначенных для сбора, обработки, хранения и передачи зафиксированной информации, а также сервисного обслуживания и диагностики.
Также в пункте 6.1.1 ГОСТ указано, что технические средства автоматической фотовидеофиксации должны включать в себя, в том числе аппаратно-программное обеспечение, в том числе вычислительный модуль, модуль для синхронизации с национальной шкалой координированного времени Российской Федерации UTC (SU).
Пунктом 6.5 ГОСТ определены требования к аппаратно-программному обеспечению.
Следует отметить, что в описаниях типов средств измерений комплексов содержатся сведения о наличии встроенного программного обеспечения, в том числе их идентификационные наименования.
Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных содержит сведения как о встроенном специализированном программном обеспечении для средств фотовидеофиксации, так и ином встроенном программном обеспечении.
При этом в Постановлении N 1236 отсутствуют исключения в отношении программного обеспечения, которое не выступает в качестве самостоятельного предмета закупки, запрет установлен в целом на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, происходящих из иностранных государств.
В случае, если запрет не может быть соблюден, заказчику надлежит сформировать и разместить соответствующее обоснование, однако заказчиком такое обоснование невозможности соблюдения вышеуказанного запрета не размещалось.
Учитывая, что программное обеспечение, входящее в состав оборудования, приобретаемого заказчиком по условиям данной закупки, подпадает под запрет на допуск иностранного программного обеспечения, установленный Постановлением N 1236, то в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, заказчик должен распространить на такое программное обеспечение действие указанного Постановления.
Таким образом, Учреждением в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный Постановлением N 1236 установлен не был.
Относительно второго довода ООО "ДМС" установлено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, участники закупки могли принять участия в закупке в том числе и с комплексом производителя ООО "ОРЛАН", г. Москва несмотря на то, что этого комплекса нет в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878.
Третьим доводом ООО "ДМС" обжалует установленные Заказчиком требования к пределам допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени относительно шкалы UTC (SU).
Установлено, что в описании объекта закупки Учреждение установило пределы допускаемой абсолютной погрешности синхронизации внутренней шкалы времени относительно шкалы UTC (SU), мкс -Не более 5.
Пунктом 5.5 "ГОСТ Р 57144-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" предусмотрено, что пределы допустимой абсолютной погрешности привязки текущего времени измерителя к шкале времени UTC (SU) не должны превышать +/- 3 с.
Установленный Учреждением параметр пределов допустимой погрешности установлен в пределах параметра ГОСТ, в этой связи Комиссия Мурманского УФАС не усматривает нарушений в этой части.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Государственного областного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при осуществлении закупки "Поставка стационарных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения" (номер извещения 0149200002322005394) нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 октября 2022 г. N 051/06/99-586/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2022